В настоящее время совершенно очевидна необходимость оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем и младшем дошкольном возрасте для успешной интеграции и социальной адаптации ребенка, имеющего проблемы в развитии. Судьба ребенка с инвалидностью, ребенка с ограниченными возможностями напрямую зависит от того, насколько рано специалисты займутся его развитием. 

Система ранней помощи предоставляет исключительные возможности для нормализации темпа и хода психического развития ребенка. Уникальную роль играет ранняя помощь и в жизни особой семьи, родители научаются удовлетворять особые образовательные потребности ребенка, вследствие чего возрастает возможность нормализации жизни семьи и снижается вероятность отказа от воспитания ребенка-инвалида.

Перечисленные положительные результаты ранней помощи в совокупности могут способствовать существенному прогрессу в решении целого ряда социальных проблем, острота которых не ослабевает, а год от года возрастает. Результаты ранней помощи способствуют сокращению масштабов необходимой социальной помощи детям-инвалидам и их семьям, позволяют снижать уровень социального сиротства, способствуют укреплению института семьи. Об этом говорил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин на первой конференции Общероссийского народного фронта «Строительство социальной справедливости», состоявшейся 29 марта 2013 года. По итогам конференции было сформулировано Поручение Президента РФ от 18 апреля 2013 года: «Представить в установленном порядке предложения о внедрении системы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами, сопровождении таких семей, а также о методическом обеспечении работы субъектов Российской Федерации по данным вопросам».

31 августа 2016 г. распоряжением правительства РФ № 1839-р утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, в которой говорится, что необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.

Для обеспечения реализации Концепции развития ранней помощи в Мурманской области на ГОБУ МО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" возложена функция ресурсного центра.