Мониторинг качества деятельности служб ранней помощи в Мурманской области за 2018/2019 учебный год.

В соответствии с планом работы Ресурсного центра по развитию ранней помощи в Мурманской области на 2018/2019 учебный год проводился ежеквартальный мониторинг качества деятельности служб ранней помощи Мурманской области (далее - СРП) с целью совершенствования системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Информация, полученная в процессе мониторинговых исследований, позволяет оценить степень потребности в услугах ранней помощи в Мурманской области; выявить детей целевой группы, которым необходимо предоставить услуги ранней помощи; выявить и распространить положительный опыт функционирования служб ранней помощи; определить круг проблем и предупредить негативные последствия неэффективной деятельности по организации деятельности служб.

Задачи мониторинга:

- сбор информации о качестве предоставляемых услуг ранней помощи в Мурманской области;

- выявление проблем и разработка предложений по повышению качества и доступности предоставляемых услуг ранней помощи в Мурманской области.

Объект мониторинга - качество предоставления услуг ранней помощи в Мурманской области.

Предмет мониторинга - комплекс мероприятий по обеспечению качества предоставления услуг ранней помощи в Мурманской области.

Субъект мониторинга - 15 служб ранней помощи на базе следующих ДОО:

  • МДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида» г.Кандалакша
  • МДОУ «Детский сад № 63 комбинированного вида» г. Кандалакша
  • МБДОУ детский сад №3 пгт Умба Терского района
  • МАДОУ Ковдорского района детский сад №5 «Теремок»
  • МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 г. Полярные Зори
  • МДОУ детский сад №9 «Теремок» комбинированного вида г. Оленегорск
  • МБДОУ детский сад №8 г. Североморск
  • МБДОУ «Детский сад №13 «Ромашка» г. Полярный ЗАТО Александровск
  • МДОУ детский сад №47 г. Кола
  • МБДОУ детский сад №38 г. Заполярный
  • МДОУ детский сад комбинированного вида №2 ЗАТО г. Заозерск
  • МБДОУ №4 г. Кировска
  • МБДОУ №5 г. Кировска
  • МБДОУ №59 г. Апатиты
  • МБУ г. Мурманска ППМС-Центра

Методы:

- сбор и анализ статистической информации от дошкольных образовательных организаций;

- изучение опыта работы дошкольных образовательных организаций.

Показатели мониторинга включают в себя:

1. Количество и категории детей, получателей услуг.

2. Результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи.

3. Ресурсное обеспечение деятельности СРП:

3.1. кадровое обеспечение;

3.2. материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.

4. Развитие системы ранней помощи:

4.1. совершенствование программно-методического обеспечения психолого-педагогического процесса;

4.2. трансляция опыта работы СРП;

4.3. информационно-рекламная кампания.

Общее количество обращений в службы ранней помощи Мурманской области с момента их создания составило - 1022, из них зачислены на сопровождение 228 детей, предоставлены услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи 794 семьям.

1. Количество и категории детей, получателей услуг.

Значимость предоставления качественных услуг ранней помощи на самых ранних этапах развития ребенка с особыми образовательными потребностями на сегодняшний день не оставляют сомнения и является неотъемлемым правом детей, а также семей, в которых они воспитываются. В течение 2018/2019 учебного года отмечается рост востребованности услуг ранней помощи в следующих муниципальных образованиях: г. Мурманск, г. Кировск, г. Заозерск.

Сравнительный анализ данных ежеквартальных мониторингов показал, что в начале 2018/2019 учебного года услуги ранней помощи в форме психолого-педагогического сопровождения получали 111 детей, на конец года количество получателей услуг увеличилось на 32 человека и в настоящее время комплексную психолого-педагогическую помощь в службах ранней помощи получают 143 ребенка раннего возраста.

Раннее начало комплексной помощи содействовало максимально возможным достижениям в развитии ребенка, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду. В связи с успешным освоением программ ранней помощи дети, достигшие 4-х лет, были зачислены в общеразвивающие (8 детей) и коррекционные (11 детей) группы ДОО. Детям, не достигшим четырехлетнего возраста, будут предоставлены услуги ранней помощи по запросу родителей (законных представителей) в службах.

Квалифицированная помощь в СРП была оказана следующим категориям детей:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с заключением ПМПК);
  • дети с инвалидностью (в соответствии со справкой МСЭ при наличии ИПРА);
  • дети с двойным статусом (ОВЗ + инвалидность);
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети из семей, находящихся в социально опасном положении;
  • другие (дети биологического риска).

На основе полученных данных наблюдается рост детей группы биологического риска, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это обусловлено ростом числа детей с нарушениями в развитии и соматическими заболеваниями, активным межведомственным взаимодействием СРП, системы ПМПК и учреждениями социальной защиты населения.

Преобладающими видами нарушений у детей, зачисленных на сопровождение в СРП, являются тяжелые нарушения речи, задержка психического развития и тяжелые и множественные нарушения развития. Наименее распространёнными видами нарушений у детей являются сенсорные и расстройства аутистического спектра. Отдельно можно отметить значительное количество детей группы социального риска, которым оказывались услуги ранней помощи.

Наибольшее количество зачисленных на сопровождение детей - это дети, не посещающие дошкольные образовательные организации, и дети, посещающие дошкольные учреждения, но не получающие необходимую психолого-педагогическую помощь.

2. Результаты реализации индивидуальных программ ранней помощи.

Показателем эффективности реализации индивидуальных программ ранней помощи является удовлетворенность потребителей услуг. В связи с этим в 2018/2019 учебном году было проведено анкетирование родителей (законных представителей), которое показало 100% удовлетворенность респондентов качеством оказанных услуг.

С целью выявления динамики результатов освоения программ ранней помощи в службах ранней помощи Мурманской области проводилась диагностика развития детей.

Анализ результатов показал наличие положительной динамики у 49,7% детей, относительной положительной динамики у 44,8% детей. Отсутствие динамики у 5,5% детей обусловлено особенностями структуры и тяжести нарушений.

3. Ресурсное обеспечение деятельности СРП.

3.1. Кадровое обеспечение.

Услуги ранней помощи в Мурманской области за 2018/2019 учебный год оказывали 87 специалистов. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста осуществляли педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги. Кроме того, к сопровождению детей раннего возраста в образовательных организациях привлечены следующие специалисты: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, врач-педиатр.

Во всех службах ранней помощи созданы условия для профессионального роста специалистов. За отчетный период педагогические работники служб ранней помощи прошли обучение на курсах повышения квалификации по 23 направлениям.

3.2. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.

За 2018/2019 учебный год в службах ранней помощи Мурманской области осуществлялось обновление материально-технического и учебно-методического обеспечения. Приобретен необходимый диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий:

- ароматическое лото;

- балансиры (напольные, настольные);

- бизиборды;

- вырубки «Детские герои»;

- детский набор «Стучалки»;

- диагностический чемоданчик Е.Стребелевой;

- дидактический комплект для коррекционно-развивающих занятий «Дом логопеда»;

- игровой набор «Снежный ком со снежками»;

- игровой набор Монтессори (14 модулей);

- игровой набор по методике раннего развития Фридриха Фребеля;

- игры на развитие мелкой моторики, для развития сенсорных эталонов;

- кейс диагностических материалов «Лилия»;

- комплект карточек Г.Домана;

- компьютерная и оргтехника (ноутбук и МФУ);

- кресло-яйцо;

- кугельбан;

- логопедический программный комплекс «Дэльфа-142.2»;

- массажная поверхность «Фрутоковрик»;

- массажеры для рук;

- материалы психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста;

- многофункциональная интерактивная звуковая игра «Говорящая музыкальная азбука», звуковые книги «Учимся читать», «Познаем мир»;

- модуль «Лабиринты»;

- модульная цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»;

- мультимедиа проектор.

- набор для рисования «Эбру»;

- наглядный материал «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии;

- наглядный материал для обследования развития детей раннего возраста и дошкольного возраста;

- настенный гребень «Звездный дождь»;

- опора для ползанья;

- опора для сидения (для детей с НОДА);

- ортопедические дорожки;

- пальчиковые кисточки;

- пальчиковые театры «Русские народные сказки;

- планшет для рисования песком;

- погремушки разной текстуры и формы;

- программно-дидактический комплекс «Стабиломер»;

- программный комплекс «Лонгитюд Б»;

- реабилитационное кресло;

- регулируемые ходунки для детей с ДЦП;

- световой интерактивный модуль Малыш»;

- столик для игр с песком с подсветкой, кинестический песок;

- стул-опора для сидения детей-инвалидов;

- тактильно-сенсорные дощечки с разными фактурами;

- Тимокко, развивающая коррекционная методика с видеобиоуправлением «Возьми и сделай»;

- физкультурное оборудование для подвижных игр и музыкально-ритмических движений, в том числе детский спортивный комплекс «Формула здоровья».

Приобретение перечисленного оборудования позволило повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения и качество предоставляемых услуг ранней помощи.

4. Развитие системы ранней помощи.

4.1. Совершенствование программно-методического обеспечения психолого-педагогического процесса.

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства, связующим в единое целое всю систему работы, является методическая работа. Ее роль значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью соответствовать изменениям, происходящим в системе образования.

В рамках научно-методической деятельности в службах ранней помощи в течение 2018/2019 учебного года осуществлялась разработка и распространение информационно-методической продукции:

- методические рекомендации - 27 наименований;

- авторские программы - 37 наименований;

- видеоматериалы - 48 наименований;

- буклеты, памятки, консультационные материалы и др. - 219 наименований.

4.2. трансляция опыта работы СРП.

Одной из форм обмена опытом специалистов служб ранней помощи Мурманской области является День открытых дверей. В 2018/2019 учебном году трансляция лучших практик психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка осуществлялась на базе СРП гг. Оленегорск, Ковдор, Североморск, Полярные Зори, Кола. Программы мероприятий были насыщены практическими аспектами функционирования службы. По итогам Дней открытых дверей выпущен сборник материалов.

Обмен опытом педагогов по вопросам оказания услуг ранней помощи осуществлялся на семинарах-практикумах, круглых столах, методических объединениях, конференциях. Специалисты СРП приняли участие в 114 мероприятиях различного уровня.

Опыт работы специалистов служб ранней помощи был опубликован на региональном уровне (6), всероссийском уровне (4), международном уровне (1).

Кроме того, профессиональному росту специалистов служб ранней помощи способствовало участие в 84 методических мероприятиях в качестве слушателей.

С целью развития системы ранней помощи и оказания методической поддержки педагогическим работникам ДОО специалистами СРП осуществлялось консультирование по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста. За методической помощью обратилось 37 специалистов.

4.3. Информационно-рекламная кампания.

С целью осуществления информационно-просветительской деятельности в службах ранней помощи на официальных сайтах ДОО созданы разделы «Служба ранней помощи» и сообщества в социальных сетях, в которых размещена информация об оказываемых услугах, специалистах, контактные сведения, полезная информация для родителей (законных представителей) по воспитанию и взаимодействию с детьми раннего возрасту.

На базе интернет-ресурсов служб ранней помощи создана система обратной связи с целью интерактивного обсуждения вопросов развития и воспитания детей целевой категории, осуществления консультирования родителей в дистанционном формате.

Деятельность СРП основана на принципах межведомственного взаимодействия: службы имеют договоры о сотрудничестве с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями, ГАУДПО МО «Институт развития образования», ГОБОУ Мурманская КШИ №3, Отдел опеки и попечительства комитета по образованию администрации г. Мурманска.

Службами ранней помощи Мурманской области осуществляется рекламная деятельность посредством систематического распространения информации через различные формы:

  • распространение информационного листа, визиток, рекламных буклетов, объявлений;
  • персональный сайт ДОО, сообщества в социальных сетях;
  • информационные стенды ДОУ;
  • проведение родительских собраний;
  • проведение дней открытых дверей;
  • взаимодействие со СМИ.

Выводы:

Таким образом, по результатам мониторинговых исследований можно сделать вывод, что в службах ранней помощи на территории Мурманской области:

  • кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение позволяет оказывать услуги по раннему сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов качественно и в полном объеме;
  • услугами ранней помощи охвачено наибольшее количество детей, которые не посещают дошкольные образовательные организации и нуждаются в специализированной помощи;
  • систематическое повышение квалификации и профессиональной компетентности педагогических работников СРП способствует эффективному оказанию услуг ранней помощи и улучшению качества жизни семей, воспитывающих детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Главной причиной, негативно влияющей на развитие системы ранней помощи в Мурманской области, является низкий уровень межведомственного взаимодействия, недостаточная заинтересованность медицинских работников в совместной деятельности с педагогами по оказанию консультативной помощи родителям и коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста. В большинстве случаев медицинские учреждения не дают рекомендации родителям (законным представителям) обратиться в службы ранней помощи и получить услугу по психолого-педагогическому сопровождению, тем самым нарушая договорные обязательства о сотрудничестве.

В целях повышения результативности межведомственного взаимодействия, увеличения спроса родителей на оказание услуг ранней помощи необходимо в 2019/2020 учебном году:

  1. Провести на площадках служб рабочие встречи со специалистами муниципальных органов управления образования, специалистами медицинских учреждений, представителями общественных организаций по выработке конкретных мер и решений на 2019/2020 учебный год.
  2. Организовать проведение круглого стола с целью изучения и трансляции лучших практик работы по межведомственному взаимодействию специалистов системы здравоохранения, образования, социальной защиты и других заинтересованных структур по оказанию специализированной помощи детям раннего возраста, родителям, воспитывающим детей данной категории в рамках функционирования служб ранней помощи (на базе МДОУ № 9 г.Оленегорск, МДОУ № 47 г. Кола).

 

Заместитель директора по УВР,

председатель ЦПМПК МО

Баланова Т.А.