[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование игры при коррекции нарушений эмоц.компонента (Захарова С.В.,воспитатель МДОУ №9 г.Оленегорск)
Использование игры при коррекции нарушений эмоц.компонента
earlyhelpДата: Понедельник, 23.02.2015, 00:42 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ДЕЙСТВЕННОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА


Захарова Светлана Владимировна
воспитатель 1 младшей группы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Теремок» комбинированного вида
г. Оленегорск


Развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Дети 2-3 лет уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним, т.е. ребенок дошкольник отлично понимает, что его друг расстроен, обижен или испуган. Благодаря этому, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов “Что такое хорошо? Что такое плохо?” эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. У ребенка часто чувство, как правило, преобладает над разумом. И язык эмоций ребенку понятнее и ближе, чем язык рассуждений. Детские эмоции, помимо высокой восприимчивости, захватывают всю личность.

О сложности эмоционального мира детей и влияния на него взрослых писали А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я.Гальперин, Б.В.Зейгарник. Они полагали, что воспитателю необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребенка, но и установить его причину. Это не простая задача, поскольку переживания могут оказаться беспредметными и немотивированными. Множество современных программ нацелены главным образом на развитие познавательных процессов (восприятию, внимания, памяти, мышления), но наряду с этим необходимо уделить внимание развитию умения общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, в целом, научить детей умению управлять своими эмоциями. И добиться этой цели можно через игру с ребёнком.

Известные детские психологи считают, что воспитатель – это помощник ребенка в его саморазвитии, это его мудрая опора, но не более и поэтому общение с ним должно осуществляться как сотрудничество и учитывать следующее:
- Надо уважать в ребенке Человека со всем хорошим и плохим, что в нем есть.
- Каждый ребенок неповторим и тем прекрасен

Необходимо работать с детьми так, чтобы каждый ребенок научился уважать и ценить себя. Необходимо постоянно осуществлять психотерапевтический уход за детьми, т.е. заботиться о душевном равновесии каждого ребенка, о его настроениях, чувствах переживаниях.

Актуальность темы определяется и широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди детей раннего дошкольного возраста. Работая с детьми изо дня в день, я пришла к выводу: формирование “умных” эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания. И добиться этой цели можно через игру с ребёнком.

Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в игре. Долгие часы пред телевизором, виртуальный мир компьютера, особенно враждебны для развития полноценной личности. Это не делает детей счастливыми. Изучив литературу по данной проблеме, я установила: наиболее эффективным методом развития эмоций у детей, является игра, и решила применить ее в своей работе, т.к. игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формируют новые формы поведения. Игра не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого. Игры строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. Преимущество метода в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Игра органично включается в режим дня. Главное для достижения результатов – умение тонко чувствовать состояние ребенка и разговаривать с ним на одном языке. А это является главным в работе каждого воспитателя, особенно с детьми раннего дошкольного возраста.

Работу решила осуществлять через весь педагогический процесс, применяя различные формы организации детской деятельности:

1. Специально планируемые игры – занятия, которые носят развивающий характер: «Знакомство», «Мое имя», «Я люблю», «Настроение», «Кто пришёл к нам в гости» …
На рисунках представлены фрагменты игр – занятий ( см. рис. 1 – 2)

Рисунок 1

Рисунок 2


2. Игры и упражнения, организуемые воспитателем во второй половине дня: «Угадай, кого не стало», «Возьми и передай», «Солнечные зайчики» …
На рисунках представлены фрагменты игровых упражнений: «Ветер – ветерок, подуй на цветок» (рис. 3); «Угадай, кого не стало?» (рис.4)

рисунок 3

рисунок 4


3. Повседневная детская деятельность, которая обогащает культуру общения детей посредством подключения эмоций была насыщена игровыми приёмами. (см. рисунок 5, 6)

Рисунок 5

Рисунок 6


4. Подвижные игры. У ребёнка существует врождённая функциональная связь между мышечной системой и мозговыми структурами, с деятельностью органов чувств и висцеральных органов, между мышечной системой и эмоциональной сферой ребёнка. Благодаря этим связям через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация деятельности органов и систем ребёнка. Об этих играх полезно знать и родителям, желающим создать условия для успешного развития своих детей.

Примеры игр, развивающих эмоции.

1. Игры на развитие координации движений в мышечных группах:

- Игра «Маленький самолётик» (1-3 года)
Взрослый берёт ребёнка под предплечья и грудную клетку, поднимает в горизонтальном положении вверх. Изображает летающий самолётик и гудит. Потом сопровождает речью: Самолёт построим сами, полетим под небесами.

- Игра «Покачаемся» (1-3 года)
Взрослый сидит на стуле и покачивает ребёнка, сидящего верхом у него на коленях и стоящего на подъёме стопы. Речь: Кач, кач, качалочка. Едет … Ваня на палочке.

- Игра «Кошечка» (2-3 года)
Ребёнок ползает на коленях. Потом он останавливается и поворачивает голову (кошечка» оглядывается) , затем наклоняет голову к полу («кошечка» пьёт). Речь: Мяу-мяу-мяу.

2. Игры на развитие мелких мышечных групп пальцев рук и кистей, увеличение амплитуды движений в этих суставах:

- «Игра с пальчиками» (2-3 года)
Взрослый читает стихи и последовательно загибает пальцы на обеих руках, а ребёнок подражает ему, обращаясь к мизинцу на левой руке.
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил: Буль-Буль-Буль!
А со Средним кашу ел: Ням-Ням –Ням!
С Указательным запел: А-А – А-А!
А Большой меня встречал и конфетой угощал: Ам-ам ам!


- Игра «Пальчик о пальчик» (2-3 года)
Малыш, сидя на стуле, повторяет движения под песенку:
Пальчик о пальчик тук да тук (2 раза)
Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопают в ладоши)
Ножками топай, топай! (2 раза).
Спрятались, спрятались! (закрыть лицо руками).


- Игра «Тучи и ветер» (1-3 года)
Ребёнок, сидя или стоя, изображает кругообразными движениями рук над головой и движениями всего тела маленькие и большие тучи, а потом он бежит как туча, которую гонит ветер. Речь: Фух-фух-фух!

3. Игры на улучшение функции дыхания, тренировку носового дыхания, смыкания губ, развитие вокализма:

- Игра «Буря на море» (2-3 года)
Ребёнок дует через соломинку в воду, налитую на 1/3 в стакан до появления процесса бульканья.

- Игра «Бегемот» (1-3 года)
Взрослый показывает, а ребёнок подражает «бегемоту»: слегка запрокидывает голову, руки разводит в стороны и чуть-чуть вверх. Взрослый читает, а ребёнок протяжно поёт: Раздаётся из болота «ААААААА!» Грозный голос бегемота: «ААААА!» Он болото стережёт: «ААААААА!» Грозным голосом поёт: «АААААА!»

- Игра «Песня слоника»
Во время произнесения звука ребёнок вытягивает руки вперёд, пальцы в замке: Слоник песенки любил: «ННН-ННН, ННН – ННН». Слоник хоботом трубил: «ННН-ННН, ННН-ННН».

4. Игры на развитие чувства ритма, развитие функции слухового анализатора
Малыш со взрослым разучивает стихи, делая на каждый слог шаг.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Си-дит во-рон на ду-бу,
Он иг-ра-ет во тру-бу,
Во се-реб-ря-ну-ю!

Мне эти игровые приёмы помогли в создании благоприятных эмоциональных отношений и подвели наших ребятишек к получению ярких, положительных эмоций, выражающихся в улыбках и возгласах!

В заключении отмечу, что эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям. Хорошая игра — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баенская Е.Р., Либлинг М.М.. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. М., 2004
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Л.С.Выготский. - М.: АСТ, 2008.
3. Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет, советы психолога / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004.
4. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / под ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006
5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Метод.пос. - 2-е изд.
6. Теплякова, О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. - М.: РОСМЭН, 2009.
7. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. М. 1994.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование игры при коррекции нарушений эмоц.компонента (Захарова С.В.,воспитатель МДОУ №9 г.Оленегорск)
Страница 1 из 11
Поиск: