[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Формирование навыков общения у детей с ЗРР (Точилкина Э.А.,муз.руководитель МДОУ №5 п.Зверосовхоз)
Формирование навыков общения у детей с ЗРР
earlyhelpДата: Понедельник, 23.02.2015, 00:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Точилкина Эльвира Александровна
музыкальный руководитель
МДОУ детский сад N 5 комбинированного вида
Мурманская область Кольский район п. Зверосовхоз


Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Через взаимодействие и общение с другими людьми происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.

При задержке речевого развития в раннем возрасте отмечаются существенные трудности формирования коммуникативных навыков, и деятельности общения в целом. Речь ребенка оказывается не простым повторением образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуляции деятельности своей и окружающих.

Явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у детей 2-3 лет становится для педагогов и родителей все более
серьезной проблемой. Дети с задержкой речевого развития, имеющие нормальный слух и сохранные предпосылки интеллектуального развития, выделяются среди своих сверстников тем, что пользуются главным образом невербальными средствами общения (жестами).

В отечественной специальной психологии существует ряд исследований, посвященных изучению развития коммуникативной деятельности детей с различными речевыми нарушениями в процессе взаимодействия с взрослым и со сверстниками (М. А. Виноградова, Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина, О. Е. Грибова, С. Ю. Серебренникова, Л. Г. Соловьева, О. А. Слинько, М. М. Тулейкина). Предпочитаемым видом общения, как показывают результаты экспериментального исследования, оказалось общение, выступающее на фоне игровой деятельности.

При развитии коммуникативных навыков общения со сверстниками необходимо учитывать возрастные особенности раннего возраста, такие как: эмоциональное состояние детей пока еще неустойчиво, они легковозбудимые, чутко улавливают настроение других детей. На третьем году у ребёнка сохраняется любопытство к сверстнику как к весьма занятному объекту, они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику. Заняться общим делом детям ещё трудно. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность.

Для пробуждения и поддержания между детьми добрых отношений педагогу следует привлекать их внимание к эмоциональному состоянию друг друга. Важно побуждать детей радоваться вместе с другими, проявлять сочувствие и жалость. При этом нельзя заставлять малышей делать что-то против воли, отрывать их от того, чем они в данный момент увлеченно занимаются.

Для формирования навыков общения у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, в дошкольной образовательной организации, мы проводим музыкальную совместную деятельность с воспитанниками. А именно - предметную деятельность и игры для детей, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, в которые включаются двигательные, дыхательные упражнения, элементы логоритмики, пальчиковые игры, коммуникативные игры, игра на детских музыкальных инструментах и т.д. Методика работы заключается в наглядности, эмоциональности, доступности предложенного материала. В ходе деятельности уместно вносить картины, игрушки, волшебный мешочек, фланелеграф.

Для развития эмоциональной отзывчивости и мышления, а также речевой активности детей, мы используем метод контрастных сопоставлений. Произведения под одним названием, но разные по художественному образу или произведения, в которых сочетаются пение и инструментальное сопровождение. Например, песни и инструментальные произведения про петушка, лошадку, дождик.

Работая с детьми над восприятием музыки, развиваем умение вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее. В первой половине года дети лучше воспринимают вокальные произведения, где яркая музыка сочетается с художественным словом.

Перед началом прослушивания новой песни следует подвести ребенка к восприятию, настроить на то, что он сейчас услышит. Например, планируется спеть песню «Кошка» (муз. А. Александрова). Педагог показывает игрушку, дает детям возможность рассмотреть ее, погладить киску, вспомнить, как она мяукает, и только после этого предлагает послушать песню о том, как «кошка просит молочка»; при этом необходимо предложить детям показать, как она это делает.
Задача — формирование интереса к восприятию музыки и устойчивого внимания. Зависит от того, умеет ли музыкальный руководитель заинтересовать детей.

Пение и подпевание имеют особое значение, так как предполагают активную деятельность самих детей, для чего необходимо соблюдать ряд правил: песни должны быть интересными по содержанию, простыми по построению мелодии, легкими по произношению, иметь короткий текст с повторяющимися фразами. Перед разучиванием новой песни дети должны услышать ее в выразительном исполнении, чтобы у них появился к ней интерес.

При слушании музыки и разучивании песен для развития умения замечать эмоциональное состояние партнера и проявлять сочувствие и сострадание мы используем музыкально-игровые ситуации и упражнения, соответствующие содержанию песни, например: «Мой хороший котёнок», «Добрая собачка», «Зайчик», «Помоги Тане», «Постарайся отгадать» и т.д. Цель этих упражнений - развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара детей, умения слышать музыку и двигаться в такт музыки.

Стимуляция речевой активности в таких играх наиболее продуктивна, так как при этом речь со­четается с приятными эмоциями. Появ­ление элементов активной речи может происходить непроизвольно, когда дети перекладывают, показывают, подталкивают, ощупывают, наблюдают за игрушкой. При этом педагог должен раз­говаривать с ребенком, задавая ему на­водящие вопросы: «Какой этот котёнок? Маленький? Пушистый? Добрый?», Как котёнок мяукает? Мяу, мяу, мяу!». Ребенок, отвечая, повторяет то, что подсказал в своем вопросе взрослый: «Маленький», «Пушистый», «Добрый», «Мяу, мяу, мяу!».

Этот метод инициирования активной речи ребенка называется методом ими­тации: взрослый отчетливо, энергично артикулирует звук в своей речи и вырази­тельно интонирует ее, а ребенок слушает и повторяет, имитирует речь взрослого, усваивая при этом артикуляцию, моду­ляцию голоса и смысл обращенной речи. При этом взрослый активизирует слухо­вую ориентировочную реакцию ребен­ка. Добиться от малыша произношения слова по подражанию взрослый может также с помощью приема внезапного ис­чезновения и появления предмета: «Позови котёнка, скажи: мяу, мяу!», «Где собачка? Скажи: собачка, гав, гав!»

Для развития музыкально – ритмических движений используются игры и игровые упражнения. Дети этого возраста, играя, с удовольствием исполняют роли птиц, животных, передавая особенности их повадок. Для расширения сюжета игры следует использовать музыкальное сопровождение. Дети, вслушиваясь в музыку, уже способны передавать особенности ее характера, но еще нуждаются в поддержке взрослого. Перед проведением игры необходим музыкально-двигательный показ. Показ взрослого – главный метод, дети подражают его действиям. Передавать художественный образ детей учат постепенно. Если у них что-то не получается, эти моменты можно отрабатывать посредством специальных тематических упражнений. Новыми упражнениями являются построение в круг и движение по кругу. Навыки, необходимые для этого, будут сформированы впоследствии. Пока же речь идет о том, что детей только начинают учить делать такие построения.

Для установления контакта между детьми при работе над формированием музыкально-ритмических навыков мы развиваем умение привлечь к себе внимание сверстника, использовать вербальные и невербальные средства общения, а также умение учитывать интересы других детей. Для этого используются:
-музыкально-игровые упражнения на взаимодействие «Саночки», «Паровозик», «Ищу друга», различные парные танцы, хороводы, игры-исценировки и т. д.
- игры на подражание «Лягушата», «Мишки», «Котята», «Зайчата» и т.д.
- игры с использованием звучащих предметов и музыкальных инструментов;

В ходе музыкальных игр на подражание для активизации подражательной речевой деятельности, используя соответствующее музыкальное сопровождение, мы учим детей подражать движением рук, ног, головы, например, «Послушай, чья это музыка? Кто так ходит? Давай и мы походим как мишка», «Попрыгаем, как зайки». Свои действия и действия детей педагог должен сопровождает речью, желательно в стихотворной форме.

Используя подобные игры важно вызвать речевую активность у детей, например, расставив игрушки на высоко расположенных полках. Дети не могут их достать самостоятельно, и вынуждены обращаться к взрослым с просьбой, для которой они ищут словесное выражение. Иногда имеет смысл разыграть ситуацию непонимания, чтобы ребенок повторил просьбу и обратится к ребёнку с вопросом: «Что тебе дать? Скажи: «Дай мишку» и т. д.

В играх и упражнениях на взаимодействие мы учим детей двигаться в паре, подстраиваться к ритму движения партнера, развиваем навыки сотрудничества. Задачей педагога является - побудить детей к общению, активизировать речь. Например, предложить задания речевого плана: «Попроси Катю дать тебе ручки», «Пойди, поиграй с Сашей в саночки, возьми его за ручки». Впоследствии, после закрепления упражнения можно предложить усложнение: «Выбери себе друга для танца и попроси его дать тебе ручки» На рисунке представлен фрагмент упражнения «Саночки» (См. рис.1)


Рис.1 Фрагмент игрового упражнения


Рис.2 Фрагмент игрового упражнения


Особое внимание обращаем на то, что начинать двигаться надо с началом звучания музыки, а заканчивать – с ее окончанием. Важно учить чувствовать контрастность музыки – соответственно менять движения.

Совместная игра на детских музыкальных инструментах способствует сплочению детей, развитию чувства ритма. Педагог активизирует речь детей, задавая наводящие вопросы и тут же отвечая на них: «Что у тебя в руках? Погремушка!..», ребёнок повторяет за взрослым: «Погремушка!..». Подводя к совместному взаимодействию малышей, музыкальный руководитель говорит: «Отдай погремушку Кате! Скажи: «Катя возьми погремушку!» На рисунке представлен фрагмент музыкально - игрового упражнения «Наша погремушка» (См. рис.2)

В заключении отметим, что использование музыкальной деятельности для формирования навыков общения у детей раннего возраста с задержкой речевого развития позволяет решать различные коррекционные задачи:
- эмоциональное стимулирования речевого развития;
- формирование положительной мотивации для проведения занятии;
- установление эмоционального контакта с взрослым и сверстником;
- развитие дыхания, высоты и силы голоса;
- формирование ритмической основы.

Музыка прекрасно стимулирует и уточняет слуховое восприятие, развивает мелодику речи. На занятиях решаются проблемы формирования пространственных представлений и координации движений.

Совместная образовательная деятельность с педагогами и преемственность в работе с семьями воспитанников способствует значительному повышению интереса малышей к сверстникам, становлению предпосылок навыков общения, а также развитию музыкальных способностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Смирнова Е.О. «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 5–8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 120 c.
2. Анисимов. В.П. Счастье быть родителем: Психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до 3-х лет. - М.: Педагогическая литература, 2007.125-132 с.
3. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 176 с.
4. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. – Москва «Просвещение»,1998.
5. Янушко Е. «Помогите малышу заговорить». Развитие речи детей 1,5 – 3лет.– Москва: Теревинф, 2007. — 232с.
6. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб: Речь, 2004.
7. Сауко Т., Буренина А. «Топ-хлоп, малыши!» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПб, 2001.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Формирование навыков общения у детей с ЗРР (Точилкина Э.А.,муз.руководитель МДОУ №5 п.Зверосовхоз)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: