[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Логопедическое сопровождение детей (от 2-3) с ОВЗ в ПМПК (Троицкая Л.В.,учитель-логопед МБДОУ №5 г.Полярный)
Логопедическое сопровождение детей (от 2-3) с ОВЗ в ПМПК
earlyhelpДата: Понедельник, 23.02.2015, 00:11 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ (ОТ 2-3) С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СИСТЕМЕ ПМПК


Троицкая Людмила Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 5 «Звёздочка»,
ЗАТО Александровск
г. Полярный


Ранняя помощь детям, в последнее время стала одним из приоритетных видов деятельности в образовании, здравоохранении, социальной защиты в России.

Грамотно организованная ранняя коррекционная работа с детьми способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части открывает возможность включения их в образовательный поток.

Специалисты коррекционного процесса должны понимать важность первых трёх лет жизни для развития мозга ребёнка и необратимость последствий, если возможность оказать помощь была упущена.

Практическое осуществление процесса сопровождения предполагает осуществление следующих функций:
- диагностика сущности возникшей проблемы;
- информация о сути проблемы и путях её решения;
- консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;
- первичная помощь на этапе «реализации» плана.

Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексной психолого- медико-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л. С. Выготский). Своевременное устранение речевых дефектов для общего психического развития ребенка имеет большое значение.

Задачи логопедического сопровождения в системе работы ПМПК:
- Раннее выявление детей в отклонении речевого развития или риском возникновения отклонения.
- Разработка технологии ранней комплексной помощи с отклонениями в речевом развитии (разработка коррекционной программы для детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии).
- Максимальное сокращение временного пространства между определением речевого нарушения и началом коррекционного процесса.
- Согласование в работе учителя-логопеда и всех специалистов ПМПК и привлечение родителей или лиц их замещающих.
- Разработка учебно-методических пособий, обеспечивающих рациональную коррекционную работу учителя-логопеда.

При организации комплексного сопровождения детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо диагностическое исследование, позволяющее более точно определить структуру и степень сложности дефекта. Качество и своевременность диагностики во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы с ребенком. Поэтому как обязательные требования к организации диагностики выделяют следующие:
- диагностика должна быть ранней (т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в дошкольном учреждении);
- комплексной, что включает в себя участие специалистов разного профиля и использование разных методов;
- динамической (направленной не на скорейшее установление окончательного диагноза, а на его планомерное уточнение с учетом особенностей онтогенетического развития ребенка, степени адаптации и коррекционной работы).

Основные направления диагностической деятельности учителя-логопеда: логопедическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных диагностики.

В ходе диагностики логопед собирает информацию о ребенке, его анамнезе: раннее речевое и моторное развитие, заболевания до года и после года, то есть первичная диагностика или ориентирование в актуальных проблемах ребенка: соматического, психического, социального здоровья ребенка. На основании полученных данных логопеда и специалистов ДОУ по окончании обследования на психолого-медико-педагогическом консилиуме определяется «группа риска» воспитанников, склонных к формированию нарушений развитии.

Развивающая и логокоррекционная работа организуется по итогам диагностики. Направления работы системы комплексного сопровождения:
- профилактика;
- коррекционная работа;
- консультирование.

Профилактическое направление обеспечивает профилактику возникновения речевых нарушений, обусловленных несоответствием требованием окружающей среды возможностям ребёнка. Средствами профилактики служат индивидуальные и групповые занятия, взаимодействие логопеда и ребёнка в различных видах деятельности.

Коррекционное направление обеспечивает комплексное коррекционно-развивающее воздействие на ребёнка с учётом его речевого дефекта и индивидуальных способностей. Оно проводится с привлечением всех специалистов коррекционного процесса. Разработка коррекционных программ и индивидуальных маршрутов согласно диагностики.

Консультативно-просветительская работа направлена на активное сотрудничество учителя-логопеда и родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и привлечение их в коррекционно-развивающий процесс. Консультативная помощь также оказывается всем специалистам ДОУ. Эта работа включает в себя информацию о воспитаннике, его речевом развитии, проблемах в обучении, о задачах и направлениях развивающего взаимодействия
ребёнка и педагога.

Анализ специальной литературы показывает, что назревшая проблема диагностики и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста (с 0 до 3 лет) решается в настоящее время на государственном уровне.
Авторами государственной концепции раннего вмешательства разрабатывается система специального образования нового типа. Изучается, анализируется опыт как зарубежных, так и отечественных специалистов, работающих в этом направлении.

Многие авторы поднимают вопрос не только о необходимости ранней диагностики тяжелых нарушений, но и о своевременном выявлении и психолого-педагогическом сопровождении детей группы риска.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями : диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал. Шерстобитова С.Ю. – Волгоград: Учитель, 2009.
2. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. Под редакцией Шипицыной Л.М. – СПб: «детство-Пресс», 2002.
3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей СПб.: Речь, Сфера, 2011.
4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора. – М.: Просвещение , 2006.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Логопедическое сопровождение детей (от 2-3) с ОВЗ в ПМПК (Троицкая Л.В.,учитель-логопед МБДОУ №5 г.Полярный)
Страница 1 из 11
Поиск: