[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Коррекционно-пед. помощь детям РВ с нарушениями зрения (Перевалова Н.Е.,Кутихина Т.В.,МДОУ №6 г.Оленегорск)
Коррекционно-пед. помощь детям РВ с нарушениями зрения
earlyhelpДата: Понедельник, 23.02.2015, 00:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ КОМПЛЕКСНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОСПИТАННИКАМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ


Перевалова Наталья Евгеньевна
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
Кутихина Татьяна Владимировна
воспитатель группы раннего возраста
МДОУ «Детский сад №6 «Родничок» комбинированного вида
г.Оленегорск


Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) на образование является одной из важнейших задач государственной политики. Это неотъемлемое условие их успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.

Поэтому, в нашем учреждении создаются необходимые условия для диагностики, социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии на основе специальных психолого-педагогических подходов, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

Наш детский сад посещают 30 детей с патологией зрения (7 детей раннего возраста), 3 детей-инвалидов. (2 ребенка-инвалида раннего возраста). Дети посещают группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), группы общеразвивающей направленности.


Рисунок 1


Работа по выявлению, профилактике и коррекции особенностей развития детей раннего возраста с нарушениями в развитии включает в себя несколько этапов.

I этап – доадаптационный период
1 Ознакомление с анамнестическими данными и картой нервно-психического развития каждого ребёнка.
2 Анкетирование родителей.
3 Организация патронажа на дому.
4 Консультирование родителей.
5 Предварительное посещение ребёнком с родителем группы и площадки детского сада.
6 Подготовка персонала ДОУ к приёму детей.
7 Посещение детьми с ОВЗ Центра игровой поддержки ребенка.


Рисунок 2


Поступление в детский сад – первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребенка вне привычных условий дома. Новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования – все это может вызвать страх у маленького человека. Ребенок с нарушением зрения находится в более тяжелых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей. Центр игровой поддержки ребенка функционирует в нашем учреждении с 1 июня 2010 года. Деятельность Центра игровой поддержки ребенка организована с целью развития детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Центр посещают дети в возрасте с 1 до 3 лет вместе с родителями (законными представителями).

Основными целями и задачами ЦИПРа являются:
- оказание психологической, медицинской, социально-педагогической помощи;
- разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;
- создание условий для гармоничного психического, физического и интеллектуального развития детей раннего возраста;
- содействие в социализации детей раннего возраста на основе организации игровой деятельности, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
- консультирование родителей по созданию развивающей и коррекционной среды в условиях семейного развития и воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Основные направления: развитие познавательных способностей, эмоционально-личностной, социальной сферы, представлений об окружающем мире, речи, осязания и мелкой моторики, творческих способностей, сенсорных ощущений, двигательной активности, музыкального слуха и ритма.

Игровые сеансы проводятся в групповом помещении, занятия по развитию музыкального слуха и ритма - в музыкальном зале, занятия по развитию двигательной активности - в физкультурном зале квалифицированными специалистами: воспитателями групп раннего возраста, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителями-дефектологами (тифлопедагог, учитель-логопед), педагогом – психологом.

Особое внимание уделяем развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей.

Для родителей (законных представителей) проводятся индивидуальные и подгрупповые консультации по вопросам психологических особенностей ребенка, по выявлению и преодолению речевого дефекта и патологии зрения, организуются мастер – классы, тренинги, круглые столы, просмотры игровых занятий, выставки специальной литературы и игровых пособий.

II этап – адаптационный период
1 Наблюдение за особенностями адаптации ребёнка к условиям детского сада специалистами (педагог-психолог, врач, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, учитель-дефектолог (тифлопедагог), учитель-логопед) с последующими рекомендациями.
2 Использование цветотерапии, ароматерапии, музыкотерапии.
3 Подведение итогов адаптации.
4 Консультирование родителей по проблемам адаптации.


Рисунок 3


III этап – пост адаптационный период
С целью обеспечения системы развивающего обучения, мы стремимся коррекционную работу осуществлять параллельно развивающей. Это позволяет нам не только «исправлять» отклонения, но и раскрывать потенциальные возможности каждого малыша.

Одним из звеньев данной работы является комплексное психолого-педагогическое сопровождение на протяжении всего периода пребывания ребенка в образовательном учреждении, направленное на создание психолого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта.


Рисунок 4


Организована деятельность специалистов в форме психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) для осуществления профилактической, коррекционно-развивающей, реабилитационной работы, необходимой для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семьи.

Приоритетные направления работы:
1 работа с детьми;
2 работа с родителями;
3 работа с педагогическим коллективом.

Осуществление комплексной реабилитации детей с нарушениями зрения возможно лишь при реализации индивидуальных образовательных маршрутов развития и при обеспечении эффективности комплексной работы специалистов различного направления в зависимости от потребностей «особого» ребенка и запросов родителей.

Содержание и направление индивидуальных образовательных маршрутов разительно отличаются друг от друга. Это продиктовано не только наличием различных дефектов развития, но и разницей в начальном уровне интеллектуального, физического и личностного развития. При определении маршрута важно знать функциональные возможности и возрастные особенности каждого ребенка, его адаптивные ресурсы, ограничения, связанные со здоровьем, спецификой развития и др. Необходимо уметь выделить факторы риска в развитии каждого ребенка и с их учетом разработать оптимальную систему подготовки ребенка.

Большое значение в работе с детьми с особенностями в развитии имеют комплексные занятия специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога (тифлопедагога), музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Эти занятия проводятся один раз в неделю. Кроме комплексных занятий специалистов, проводятся ещё и индивидуальные (подгрупповые) занятия каждым специалистом. Игры, упражнения, используемые на занятиях, рекомендуются в дальнейшем для индивидуальной работы воспитателя с ребёнком с ОВЗ.

Для отслеживания результатов деятельности систематически проводятся заседания ПМПк, на котором обсуждаются следующие вопросы:
- эффективность индивидуальных образовательных маршрутов развития;
- использования специальных методов и приемов коррекционно-педагогической работы;
- результаты мониторинга.


Рисунок 5


Заключительные результаты мониторинга развития позволяют определить дальнейший маршрут сопровождения детей.

Особое место при создании условий в ДОУ для детей с нарушениями зрения отводится обогащению развивающей предметно-пространственной среды. Попытка решить данную проблему привела к созданию специальной полифункциональной интерактивной среды, наполненной различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, которая имеет коррекционно-развивающее, образовательное и лечебно-профилактическое воздействие на развитие детей.

В детском саду сконцентрировано профилактическое, оздоровительное и коррекционное оборудование: аппараты для лечения нарушений зрительных функций (фосфен, ЛАСТ -1, монобиноскоп, бивизиотренер, мускултренер и т.д.), гидромассажеры, коктейлеры, лампы «Соллюкс», тубус кварц, ингаляторы «Бореал», ультразвуковой тип «Муссон-1», «Вулкан», «Ромашка».

В спортивных залах установлены лампы «Чижевского», во всех группах имеется система очистки, увлажнения и ионизации воздуха.

Мы следим за предложениями инновационных технологий не только в области образования, но и в области медицины. Приобретено дополнительное лечебно-физкультурное оборудование: мягкие спортивные модули, фитболы, степ-платформы для малышей, батуты, дорожки равновесия, тактильные дорожки, массажные мячи, диски, ролики, кочки, огурцы; массажные кольца с 3 степенями жесткости, тоннели.

Семья, имеющая ребенка с нарушением зрения – это семья с особым психологическим статусом. Поэтому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В рамках данного направления организуются индивидуальные консультации для родителей и членов семьи по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного контакта родителей со своим ребенком, освоению родителями методов и приемов воспитания. Опыт работы показывает, что специально организованные занятия для детей с проблемами в развитии и их родителей дают, в основном, положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанников.

Таким образом, коллектив педагогов убежден в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения будут направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Солнцева Л.И. Воспитание слепых детей раннего возраста. Советы родителям: Практическое пособие/ Л.И. Солнцева, С.М. Хорош.- М.: Издательство «Экзамен», 2004
2 Баенская, Е.Р. Признаки эмоциональных нарушений в раннем возрасте. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№4.
3 Архипенко, Г.М. Социальная адаптация младших дошкольников с нарушениями зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№1.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Коррекционно-пед. помощь детям РВ с нарушениями зрения (Перевалова Н.Е.,Кутихина Т.В.,МДОУ №6 г.Оленегорск)
Страница 1 из 11
Поиск: