[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Роль воспитателя в речевом развитии ребёнка раннего возраста (Чуга Т.П.,воспитатель МБДОУ №26 г.Ковдор)
Роль воспитателя в речевом развитии ребёнка раннего возраста
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 23:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


Чуга Тамара Петровна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №26 «Колобок»»
г. Ковдор Мурманской области


Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова... но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!
К. Д. Ушинский


«Единство слова и дела» в жизни малыша.


Одним из главных новообразований раннего возраста является речь. Речь - это не только слова, произнесённые вслух. Это, прежде всего, сознание человека, которое существует на основе языка. Ребёнок овладевает речью в общении со взрослыми. Но даже самое примитивное речевое общение уже содержит в себе обобщение, а значит, связано с развитием сознания и мышления ребёнка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребёнка.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что но видит и что он делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, или «единства слова и дела», - очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создать такую речепорождающую ситуацию достаточно трудно; здесь требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приёмов, активизирующих речь детей. Важно только, чтобы все эти приёмы не были оторваны от конкретных жизненных интересов малышей, чтобы это не были специальные занятия по развитию речи.

В первые годы жизни ребёнок исключительно восприимчив к каждому слову – и к тому, которое обращено непосредственно к нему, и к тем, что звучат вокруг. Ребенок непосредственно реагирует на весь букет, который сопровождает каждую фразу – а это тембр голоса, скорость речи, глубина и ритм дыхания, интонация, чувства, вложенные в слова, информация, которую они несут, физическое и эмоциональное состояние человека, который разговаривает с ребёнком. Одни и те же слова, но сказанные разными людьми, могут вызвать у малыша совершенно непохожие реакции. В своей работе с детьми раннего возраста проговариваю каждое действие, называю каждый предмет, каждое движение продуманно: хочу заинтересовать – загадочно, развеселить – задорно, успокоить – плавно и т.д. Дети прислушиваются и тем самым более активно реагируют на слова, которыми я сопровождаю свои действия.

Совершенствование пассивной речи.


Другой важной линией речевого развития является совершенствование пассивной речи, т.е. понимание речи взрослого. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи – важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей: короткие и простые детские сказки, стихи, народные потешки и песенки. Однако взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным для детей. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, выразительными интонациями и, важно, спектаклем игрушек. Причём каждое произведение должно повторяться много раз, пока дети не запомнят его наизусть. Обычно маленькие дети очень радуются, когда узнают знакомые слова, и с восторгом повторяют их. Пассивная и активная речь при этом развиваются в единстве.

Регулятивная функция речи в раннем возрасте.


В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. Появляется способность управлять своим поведение с помощью слов. Если до двух лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. речевыми инструкциями взрослого. Действия по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Поведение, опосредованное речевым знаком, психологи считают первым этапом развития произвольности. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей работе воспитателя.

Психолого – педагогические условия, необходимые для решения задач по речевому развитию малышей.


В сфере речевого развития ребёнка перед педагогом стоят следующие основные задачи:
- развитие активной речи;
- развитие пассивной речи (её понимание);
- приобщение к детской художественной литературы;
- развитие регулятивной функции речи (выполнение речевых инструкций как основы произвольного поведения);
- развитие мелкой моторики.

Для решения этих задач воспитатели должны создавать определённые психолого – педагогические условия.

Важным условием для развития речи является богатство впечатлений, получаемых ребёнком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребёнка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.

Необходимыми условиями для развития у детей речи является установление с каждым ребёнком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, играют с детьми. Именно этим взрослым ребёнку хочется что – то сказать, предложить какое-то действие, задать вопрос, именно их словам хочется подрожать.

Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную тёплую атмосферу, обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха, в первую очередь подавляют речевую инициативу детей.

Речь взрослого, обращённая к детям, должна включаться во все виды их совместной деятельности: кормление, одевание, купание и т.д. Педагог должен обращаться не только группе детей, но и лично к каждому ребёнку.

Чтобы пользоваться речью, ребёнку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все обращения ребёнка, поощряли и поддерживали их.

Педагогическая работа, направленная на развитие у детей речи, предполагает, с одной стороны, включенность речи взрослого во взаимодействие с ребёнком в повседневной жизни, а с другой – организацию специальных игр и занятий.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ, НАПРВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.


Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи включают:
- разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры- инсценировки, звукоподражательные игры и др.)
- чтение и рассказывание малышам сказок, стихов и историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- демонстрация диафильмов;
- игры- занятия с предметными и сюжетными картинками.

Каждый вид игр вносит в развитие речи свой специфический вклад.

В играх- потешках и хороводных играх восприятие речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребёнка. Они включают повторы действий и слов с чёткой концовкой («топ- топ», «да- да» и т.п.). Важно и то что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. Всё это облегчает малышу понимание речи и побуждает его подражать речевым действиям. По мере овладения речи ребёнок начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкцией».

В звукоподражательных играх развивается фонематический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается чёткость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они полезны так же для развития к чувствительности к родному языку, овладению его фонетическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры- инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов. Совместное восприятие диафильмов значительно полезней для речевого развития, чем просмотр мультфильмов. «Экранная» речь плохо воспринимается маленькими детьми, а быстро мелькающие изображения не позволяют им сосредоточится не происходящем и понять, что происходит. В отличии от мультфильмов, диафильмы представляют регулировать темп восприятия, возвращаться к предыдущей картинке. Воспитатель читает детям, показывает картинки, задаёт вопросы, в случае затруднения сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи у детей занимают занятия игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослыми, дети узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность занятий с картинками связана для детей с наглядностью, которая сочетается со словами. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, называя их, дети называют то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребёнка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к данному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но также и того, что на изображении отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т.д.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьёт молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательность (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображённые на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развёрнуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок –заменителей реальных предметов (игра «в магазин», в «зоопарк», в «кормление, «лечение» куклы и др.)

Игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное использование речи. Картинки играют важную роль формированию у детей способности оперировать образы, вызванные словом.

Для развития умения слушать текст и понимать его содержание, для развития способности пересказывать текст можно использовать рассказы для иллюстраций. Это позволяет ребёнку выйти из рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует использовать в речи сложноподчинённые предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия, формулировать причинно – следственные связи.

Особое место в играх с детьми, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической несложной речи. Упражнения для кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребёнком речью, развитию двигательного центра мозга, выдающего, в том числе, и развитие мелкой моторики.

Раннее детство — исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено от года до трех, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Поэтому родителям, педагогам в данный возрастной период следует особенно уделить внимание развитию речи малыша.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Громова О. Методика формирования начального детского лексикона. – Москва: Творческий центр, 2005.
2. Кривцова Т. Планирование работы по формированию общих речевых навыков у детей 2–3 лет // Логопед - 2007. - № 6.
3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
4. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет.- Изд.7-е.- М.: Теревинф, 2012.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Роль воспитателя в речевом развитии ребёнка раннего возраста (Чуга Т.П.,воспитатель МБДОУ №26 г.Ковдор)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: