[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование средств муз. выразительности с детьми РВ с ОВЗ (Окатьева С.В.,муз.руководитель МДОУ №2 г. Оленегорск)
Использование средств муз. выразительности с детьми РВ с ОВЗ
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 23:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА (с 1 года до 3-х лет) С ОВЗ


Окатьева Светлана Викторовна
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида»,
г. Оленегорск


Музыкальное воспитание раннего возраста в нашем детском саду является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность.

Коррекция нарушенных функций через музыку помогает приобщить ребёнка раннего возраста к разным видам деятельности, формировать внимание, интерес к музыке, развивать музыкальные способности.

Музыкальное воспитание направлено непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия), и речевой деятельности. Среди проблем можно назвать: боязнь нового места, общения с незнакомыми людьми; речевые нарушения или отсутствия речи; замкнутость, неактивность детей. Я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит в стимуляции элементарной активности у ребёнка, в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний, в поиске побуждений ребёнка танцевального творчества.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) также нуждаются в эстетическом воспитании. Значимость эстетического развития для становления личностных качеств ребенка очень велика. Именно в процессе музыкальных, художественно-ритмических занятий и занятий изобразительным искусством ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, которые не находят своего выражения во время других занятий в рамках коррекционно-развивающего обучения. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка.

Музыка играет существенную роль:
- в формировании и развитии их эстетического вкуса;
- пробуждает и активизирует творческое воображение;
- стремление самовыражению;
- формирует и развивает эстетический мир ребенка.

Реализация задач в области эстетического воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями требует решения определенной системы задач в области обучения и развития.

Цель музыкального развития детей с ОВЗ – оздоровление детей, с позиций музыкально-эстетической направленности, позволяющих влиять на морально- психологическое состояние ребенка. Ведь здоровье детей, напрямую связано с их душевным равновесием, эмоциональном благополучием. Особенно велико значение музыкального воспитания для коррекции имеющихся у этих детей недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия, обогащения представлений, формирование чувств ритма, развития движений и пр. Исходя из особенностей детей, работаю над решением как общих, так и коррекционных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:
- воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, самореализоваться в каком – либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично;
- нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения;
- укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятия излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в к эстетическому самовыражению.

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ограниченными возможностями у детей, меньше. Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила её заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно, достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Необычная форма проведения музыкальных занятий с детьми раннего возраста, тщательно отобранный музыкальный материал, увлекательные игры, яркий наглядный материал и, конечно же, хорошее настроение педагогов – это те факторы, которые помогут малышам познакомиться с удивительным миром Музыки, принять его, творчески развиваться.

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и реагирует на неё эмоционально: при звуках колыбельной лежит тихо, спокойно, а под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Услышав танцевальную музыку, ребёнок начнёт склонять своё тело, подгибать коленки. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает координацию движений, но и создаёт важную эмоциональную связь: музыка – это радость и удовольствие.

На музыкальных занятиях малыши не всегда могут слушать музыку, сидя на стульчиках. Дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских музыкальных инструментах.

Музыкальное занятие у малышей длиться 7-10 мин. Хорошо организованная работа музыкального руководителя и воспитателя (чаще всего и помощника воспитателя) позволяет включать в ход занятия не только обязательные виды деятельности, но и оздоровительные упражнения. Как нравится детям не просто спеть весёлую потешку («Заинька, походи» р.н.м.), но и поиграть в это время пальчиками, постучать ладошками по спине друг друга, выполнить дыхательные упражнения, например: «Горячее молоко», артикуляционные – показать свой язычок или песенку «Здравствуйте» м. Картушиной. Такие игры длятся всего полминутки, а сколько радости и пользы для здоровья приносят малышам. В играх – потешках и песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, например, «Кошка и котёнок» малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в то момент, когда дети играют с пальчиками, с игрушками. Простота и лёгкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радостной от совместной со взрослым игры способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию понимания речи взрослого, его взаимодействия со взрослым.

Особенность моей работы – импровизация. Иногда приходится менять музыкальные части в зависимости от состояния детей, их настроения и желание заниматься теми или иными видами деятельности. Я творчески подхожу к использованию современного музыкального материала, например, во время игры «Пальчики», дети могут превратиться в «зайчиков», имитировать «дождик», поиграть «с мишкой» используя звуковое подражание.


Рис.1 Фрагмент занятия «Игра с мишкой»


А кукла-варежка доставляет детям много радости, удивления, ведь каждая кукла пляшет и поёт по-разному. Ребёнок быстро успокаивается, если он слышит музыку негромкую, весёлую, ритмичную.


Рис.2 Фрагмент занятия «Игра с куклой варежкой»


Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие, громкие звуки, если они много раз повторяются, то ребёнок становиться нервным, возбудимым, плохо ест, спит. Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на них успокаивающе.

Музыка Моцарта, Баха, Бетховина и других классиков даёт свой положительный эффект. Работая в тесном контакте с воспитателями, предлагаю фонотеку для слушания музыки в группе в свободное время, это обязательно классическая музыка и детские песенки для малышей.

Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка, задача состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений, таких, как «Маленькая полечка», «Чок, чок, каблучок» приемов, исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребенка. Для этого осуществляю дифференцированный подход к детям; обеспечиваю преемственность в усвоении материала и формирования умения и навыков, активизировать самостоятельные проявления детей в музыкальной деятельности и творчестве; обеспечиваю вариативность в структуре и содержании занятия.

Использую педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка и включающие различные виды опор при усвоении материала (наглядную, звуковую, словесную, тактильную) и различные виды помощи взрослого.

Реализация коррекционных задач в ходе эстетического воспитания основана на использовании комплекса форм и видов музыкальной деятельности. Этот комплекс - включает в себя такие виды музыкальной деятельности, как слушание, исполнительство (включающие пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах).


Рис. 3 Фрагмент занятия «Игра с бубнами»


Большие возможности открывают совместная работа музыкального руководителя специалистов. Комплексный характер деятельности требует объединения усилий музыкального руководителя, специалистов и воспитателей.


Рис. 4 Фрагмент занятия «Игра с платочками»


Таким образом, можно сделать вывод, что Использование средств музыкальной выразительности в работе с детьми с ОВЗ воздействие на малышей, является сквозным, интегральным компонентом коррекционной работы в ходе решения специалистами своих специфических задач – сфере логопедии, дефектологии, социальной работе и т.д. Все это делает музыкально-эстетическое воспитание важным и действенным элементом в организации коррекционной работы средствами музыкального искусства.

Используемая литература:

1. «Музыкальное воспитание ребёнка» Л. Мадорский, А. Зак
М.: Айрис-пресс, 2011. – 128 с. - (Завтра в школу)
2. «Музыкальные занятия» / О.Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 251 с.
3. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии / Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование средств муз. выразительности с детьми РВ с ОВЗ (Окатьева С.В.,муз.руководитель МДОУ №2 г. Оленегорск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: