[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование авторских развивающих игр и игрушек (Благушко М.В.,Петрова Л.В.,Лукичева Я.Н.,МБДОУ №6,г.Гаджиево)
Использование авторских развивающих игр и игрушек
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 23:15 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОРСКИХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И ИГРУШЕК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


Благушко Мария Викторовна, старший воспитатель;
Петрова Людмила Викторовна, педагог-психолог,
Лукичева Яна Николаевна, учитель-логопед,
МБДОУ № 6 «Светлячок» г. Гаджиево,
Мурманская область.


В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод развития и воспитания детей. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Дети с задержкой речевого развития не только испытывают сложности в общении с окружающими, у них так же затруднено правильное формирование познавательных процессов. Роль игры в воспитании и обучении детей с задержкой речевого развития очевидна, так как с её помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения). Основными характеристиками развивающей игры выступают: многофункциональность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями, а впоследствии - и самими детьми. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Чем больше возможностей представляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности.

В самой сути развивающей игрушки заложены основные принципы дошкольного воспитания, сформулированные в ФГОС ДО. Это возможность обогащения (амплификации) детского развития, ориентация на индивидуальные особенности каждого ребенка, содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, формирование познавательных интересов ребенка.

Тема развивающих игр и игрушек для детей раннего и младшего дошкольного возраста всегда была актуальной. Современные родители стремятся, как можно раньше всесторонне развивать своих детей, покупая дорогие, подчас не оправданные по цене и качеству игрушки.

Но малышам покупные игрушки достаточно быстро надоедают, потому что они не индивидуальны, часто очень предсказуемы и ограничены по своим функциональным признакам (нажали на кнопочку – заиграла музыка, на этом месте – только эта картинка и т.п.). При этом можно отметить, что самодельные развивающие игрушки и дидактические пособия обладают высоким развивающим потенциалом и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем развития, в том числе и в работе с детьми с задержкой речевого развития.

Главная особенность самодельных развивающих игр и игрушек в том, что в них удается объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности – «самостоятельно и по способностям». Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, они создают атмосферу свободного и радостного творчества, при этом развивают внимание, память, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности.

Именно с помощью таких игрушек дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. По мнения известного психолога Г.А. Урунтаевой, главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Во время знакомства с предметами, игрушками и способами пользования ими взрослый стремится стимулировать любое желание ребенка с нарушениями в развитии исследовать окружающий мир.

Использование самодельных игрушек в работе с детьми создает «благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром», что является одной из задач современного дошкольного образования и отражено в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Универсальность самодельных развивающих игрушек позволяет нам использовать их в различных видах деятельности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей: для малышей до 1 года – это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия; в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Изготовленные своими руками самодельные развивающие игрушки и дидактические пособия обладают высоким развивающим потенциалом и могут использоваться в работе с детьми с ОВЗ. Развивающий потенциал таких игрушек достаточно широк:
- игрушка многофункциональна (позволяет выполнять несколько заданий);
- изготавливая самодельную игрушку, можно предусмотреть в ней несколько ступеней сложности, тем самым повысив ее развивающий потенциал;
- самодельная развивающая игрушка обладает особой степенью «открытости»: стимулирует творческую активность и ребенка, и взрослого, побуждает придумывать новые задания для детей помимо тех, что заложены изначально.
- такая игрушка по-своему универсальна, так как может применяться для решения нескольких задач.
- несет в себе принцип «автодидактичности»: может показать ребенку на его ошибки, сделанные при выполнении того или иного игрового задания.

Среди самодельных развивающих игрушек для всестороннего и гармоничного развития ребёнка можно выделить:

- игрушки для развития мелкой моторики (см. рис. 1);

Рис. 1. Тактильно-акустическая панель.


- самодельные книжки, альбомы (бумажные, картонные, мягкие, книжка-веер, раскладушка, крутилка, именная книжка, книжка с окошками, с красочными иллюстрациями, репродукциями, фотографиями, стихами собственного сочинения) (см. рис. 2, 3)

Рис 2, 3. Фрагменты самодельной книжки «Моя семья».


- развивающие и массажные коврики, дорожки с наполнением из круп, с верёвочками, пуговицами, коврик-трансформер, игрушки с различными наполнителями (см. рис. 4);

Рис. 4. Дидактическая игра «Разноцветные гномики».


- игровые сумки в дорогу (см. рис. 5, 6, 7);


Рис 5, 6, 7. Фрагменты игровой сумки.


- игрушки, направленные на развитие сенсорного восприятия (см. рис. 8, 9)

Рис. 8, 9. Игры по ознакомлению с цветом.


- домашний кукольный театр (пальчиковый, с использованием кукол-перчаток, на фетровой основе) (см. рис 10, 11);

Рис 10, 11. Театр на фетровой основе, пальчиковый театр.


- игры и игрушки на развитие познавательной сферы (см. рис. 12, 13)

Рис. 12, 13. Дидактическая игра «Кто что ест, кто где живет?»


Таким образом, мы видим, что самоценность игрушки, изготовленной своими руками, в том, что она помогает воздействовать на ребенка, стимулировать его психоречевое развитие. Такие игрушки, конечно, не заменят фабричные. Но качественно, с любовью и нежностью сделанная для ребенка они могут стать верными помощниками при решении многих вопросов его воспитания и развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно. М., Айрис пресс, 2004 г.
2. Игры и игрушки для детей с ограниченными возможностями здоровья. – г. о. Новокуйбышевск, 2009 г., 108 стр.
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220с.
4. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. М., 2010.
5. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). М., 2010.
Ссылки на интернет-источники:
1. http://www.rebenok.com/info....ki.html
2. http://igrushka.kz/vip68/igrpri.php
3. http://bocza.ru/rzvitie....ku.html
В статье использованы фотографии авторов.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование авторских развивающих игр и игрушек (Благушко М.В.,Петрова Л.В.,Лукичева Я.Н.,МБДОУ №6,г.Гаджиево)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: