[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Сопровождение детей РВ с ОВЗ в группе общеразв.направ-ти (Савченко Н.А.,воспитатель МДОУ №16 п.Тулома)
Сопровождение детей РВ с ОВЗ в группе общеразв.направ-ти
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 22:50 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПАРАВЛЕННОСТИ


Савченко Надежда Анатольевна
воспитатель
МДОУ детский сад № 16
с. Тулома


В настоящее время раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

Ранний возраст – это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно - действенного и наглядно - образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития [1].

Ранний возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования многих психических функций. Этот возраст представляет собой важный этап с точки зрения эффективности психолого – педагогического воздействия. В связи с этим особое значение приобретает ранняя диагностика, которая позволяет целенаправленно проводить коррекцию выявленных нарушений.

Проблема ранней помощи детям в настоящее время является чрезвычайно актуальной, так как доля здоровых новорожденных значительно снижается. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию.

Имеющийся отечественный опыт ранней помощи основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности психолого – медико – педагогического консультирования детей в ИКП РАО. Они убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и снимает необходимость дорогостоящего специального образования. Это подтверждают и зарубежные исследования.

Коррекционно – развивающая работа в раннем возрасте является предупреждением интеллектуальных, речевых и социальных проблем адаптации личности в современном быстро меняющемся обществе.

В научных исследованиях и трудах существует многообразие трактовок термина «сопровождение».

Е. Казакова рассматривает сопровождение как «… метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора…» [3].

В своих работах, Е. Шилова раскрывает данный термин следующим образом: «Сопровождение – это обеспечение помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования» [3].

В основе психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Проблему осуществления коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста можно решить через четкое осознание закономерностей развития личности ребенка, его источников и движение.

Задачи психолого-педагогического сопровождения.
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Основные принципы психолого-педагогического сопровождения.
- Принцип развития личности за счет её собственной активности.
- Ориентация на субъект субъектное взаимодействие.
- Принцип непрерывности.
- Принцип открытости.
- Индивидуализация.
- Гуманизация.

Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста с ОВЗ в условиях группы общеразвивающей направленности:
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем. Особенность профилактики в раннем возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.
- Диагностика (индивидуальная, групповая). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать в дошкольном учреждении, а значит и диагностировать их: во – первых, так как мы отслеживаем норму развития ребенка, и знаем кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны, такие как адаптационный период к дошкольному образовательному учреждению (от 1,5 лет и старше), т.к. дети приходят в детский сад в разном возрасте. Отслеживание возрастных новообразований по основным критериям на каждом возрастном периоде, которые уже перечислялись. А так же сопровождать готовность к обучению в школе.
- Консультирование (индивидуальная, групповая), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога и психолога, направленная на создание педагогических и социально-психологических условий для успешного психофизического развития ребенка раннего возраста с ОВЗ в ситуациях взаимодействия.

Структура психолого-педагогического сопровождения в группе раннего возраста в МДОУ № 16 п.Тулома представлена на схеме.

Схема 1

Основная задача сопровождения ребенка раннего возраста с ОВЗ в МДОУ № 16 п.Тулома – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающий его взрослый вступают в особый тип взаимоотношений, в рамках которых ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослый передает ребенку необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создает ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

Таким образом, сопровождение опирается на следующие методологические принципы, определяющие понимание логики его построения и мировоззрение специалистов, включенных в процесс его реализации: опоры на обучаемость ребенка, соблюдения интересов ребенка, мультидисциплинарности, системности сопровождения, отказа от усредненного нормирования, опоры на детскую субкультуру, позитивно-ресурсной диагностики.

Список литературы.

1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития - № 3, 2002.
2. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии. // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - № 5, 2007.
3.  Кокосова И.В. Организация психологического сопровождения детей с отклонениями в развитии. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 3, 2005.
4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе (приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 №28-51-513/6) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - № 5, 2005.
5. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб.: «Речь», 2003.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Сопровождение детей РВ с ОВЗ в группе общеразв.направ-ти (Савченко Н.А.,воспитатель МДОУ №16 п.Тулома)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: