[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Игры с водой и песком для расширения представлений об о.мире (Мельникова Н.М.,учитель-дефектолог ГОБУСОН ЦСПСиД,г.Мурманск)
Игры с водой и песком для расширения представлений об о.мире
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 22:45 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ИГРЫ С ВОДОЙ И ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ


Мельникова Наталья Михайловна
учитель-дефектолог
ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД»
Г.Мурманск


По данным ряда авторов, на 10000 новорождённых приходится 34 - 42 ребёнка, страдающих церебральным параличом. За последнее десятилетие количество таких детей увеличилось.

Считается, что от 25 до 35 % детей с ДЦП имеют потенциально сохранный интеллект, однако развитие этих детей идёт в дефицитарных условиях, что сказывается на психическом развитии. Потенциально сохранный интеллект при ДЦП не означает полноценное, полностью соответствующее нормальному развитие.

По теории Л.С.Выготского, чем далее отстоит вторичный симптом от первичного, тем лучше он поддаётся коррекции. В раннем возрасте доминирующим является сенсомоторное развитие, поэтому дети с церебральным параличом всегда отстают в развитии от ровесников. Уровень развития сенсорных функций определяется степенью двигательных нарушений. Но уже в дошкольном возрасте, когда ребёнку становится доступным накопление представлений, развитие памяти и речи, он начинает догонять своих сверстников и становится значительно менее зависимым в психическом развитии от своих двигательных возможностей. Таким образом, сенсорное развитие корригируется за счёт организации перцептивных действий, внимание и память развиваются при систематических упражнениях, речь и мышление улучшаются в общении с окружающими и на специальных занятиях.

Оценка познавательных способностей ребёнка с таким заболеванием чрезвычайно сложна: необходимо учитывать характер активности ребёнка, наличию у него мотивации к действию, стремления к общению с окружающими, к использованию имеющихся у него двигательных и коммуникативных способностей, состояние эмоциональной сферы.

Особенностью ребёнка дошкольного возраста является невозможность разработки и реализации долгосрочных программ поведения, ориентированных на конечный результат. Дошкольник не способен к длительным монотонным тренировкам, необходимым для выработки компенсаторных навыков. Поэтому коррекционная работа должна проводиться ненавязчиво, через привлекательные для ребёнка виды деятельности.

Успех коррекционной работы определяется не только дифференцированным подходом с учётом специфики отклонений в развитии, соматического, неврологического и психического состояния ребёнка, но и его индивидуальными особенностями, интересами, способностями. Такую возможность позволяют осуществить игры с водой и песком.

Игры с водой и песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно их использовать в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в органичной для него форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Они являются тем видом деятельности, где возможно дать детям определённую сумму знаний, умений, навыков.

Игры, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности, стимулируют сенсорное развитие детей, учат прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

На рисунке представлен фрагмент занятия с детьми по ознакомлению с окружающим миром, с использованием воды (см. Рис.1).


Рис.1. Фрагмент занятия


При проведении подготовительного этапа были опрошены родители для того, чтобы убедиться в отсутствии у детей аллергии на пыль от сухого песка и кожных заболеваний.

В ходе проведения коррекционных занятий детям с церебральным параличом в течение одного реабилитационного курса предлагался цикл занятий, включающий две серии – игры с водой и игры с песком.

Вначале выявлялось наличие у детей собственного опыта в обращении с различными материалами и правильность выполнения детьми задуманных игровых действий. Детям давался в свободное пользование сухой и сырой песок, игрушки для формовки, пересыпания, просеивания песка, плавающие и тонущие игрушки для игр с водой.

Далее проводилось обучение детей разнообразным действиям с материалами, навыкам обращения с игрушками, предметами и осознания их качеств.

Это достигалось:
- изменением состояния самих материалов (холодная вода делалась теплой, сухой песок превращался в сырой);
- подбором игрушек с их постепенным дополнением;
- показом правильных действий и способов обращения с материалами;
- разнообразным использованием одной и той же игрушки;
- постепенным включением в игру обобщающих слов (в одну игру не больше одного-двух понятий), помогающих осознанию качеств материалов: вода теплая, холодная, чистая, светлая; игрушки плавают, лежат на дне; предметы размокают, легкие, тяжелые; песок сырой, сухой, рассыпчатый.

В таблице 1 «Распределение игрового материала» приводятся игры, используемые для расширения представлений об окружающем мире у детей раннего дошкольного возраста с ДЦП в течение одного цикла занятий.

Распределение игр носит достаточно условный характер и может изменяться в случае необходимости.

Таблица 1

Результаты диагностики по окончанию курса реабилитации показали, что дети после прохождения цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром с использованием игр с водой и песком показали более высокие результаты по обогащению пассивного и активного словаря, развитию мелкой моторики и формированию положительной мотивации к занятиям, чем до начала занятий. Условно за 100% был принят объём полного цикла занятий. Наиболее высокий результат был достигнут в формировании положительной мотивации к занятиям, наименее – в развитии мелкой моторики, что обусловлено особенностями заболевания детей.

Результаты диагностики представлены в гистограмме №1.

Таким образом, систематическое проведение коррекционных занятий с использованием воды и песка способствует расширению представлений об окружающем мире у детей раннего дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001.
2. Е.М.Мастюкова. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М: Классикс Стиль, 2003.
3. Основы специальной психологии // Под ред. Л.В.Кузнецовой. М: Академия, 2002.480с.
4. В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. Строительные игры в детском саду. М: Просвещение, 1966 .
5. Т.А.Алексеева, Л.Б.Баряева, С.Ю.Кондратьева, Л.В.Силиванова. Игры-занятия с водой и песком. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Игры с водой и песком для расширения представлений об о.мире (Мельникова Н.М.,учитель-дефектолог ГОБУСОН ЦСПСиД,г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: