[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие речи детей средствами изобразительной деятельности (Петрова О.Х.,воспитатель МДОУ №2 г. Оленегорск)
Развитие речи детей средствами изобразительной деятельности
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 22:14 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Петрова Ольга Хасанбиевна
воспитатель
МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
г. Оленегорск


Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой понимания речи взрослого детьми от 1 года до 2-х лет и овладение устной речью детьми 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием пассивного и активного словарного запаса, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам.

Причины задержки речевого развития:

1. Биологического порядка:
- наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга;
- тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития;
- генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

2. Социального порядка:
- неблагоприятная микросоциальная среда, приводящая к дефициту речевых контактов: неразвитости культуры общения в семье;
- «синдром госпитализма» у часто болеющих детей;
- педагогическая запущенность;
- билингвизм;
- неблагоприятная речевая среда;
- эмоциональные стрессы;
- гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность;
- избыточный поток информации, который к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас.

К 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям раннего возраста с задержкой речевого развития необходимы занятия по развитию речи и познавательному развитию. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм, развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи.

Используя различные виды деятельности, я пришла к выводу, что рисование играет важную роль, как в психическом развитии, так и в развитии речи детей раннего возраста.

К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит». Не меньшую роль в развитии речи играет картинка, созданная самим ребенком.

От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и активной речи у ребенка.. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно дер­жать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край.

Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать за­думанное. Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обу­чения малышей простейшим навыкам. Поэтому при обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопро­вождает рисование эмоциональным комментарием, исполь­зует стихи и потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их вни­мание, создает необходимый эмоциональный настрой и по­ложительный мотив деятельности.

Пальчиковые краски это удивительное изобретение. Они выполняют сразу несколько функций и просто необходимы не только для воспитания творческой личности, но и для раннего развития интеллекта ребенка. Пальчиковые краски, это не просто некая цветовая масса для рисования, хотя и эту функцию пальчиковые краски выполняют с легкостью. Самый главный плюс красок для рисования пальцами это развитие мелкой моторики детских рук. За мелкую моторику отвечает та область головного мозга, которая соседствует с речевым участком мозга. Говоря простыми словами, развивая мелкую моторику рук, ребенок развивает и умение говорить.

1 этап. Первые рисунки дети делают губкой.


Рис. 1 «Спрячь мишку»


Рис. 2 «Закрась котика»


2 этап. Далее можно перейти к знакомству с новым способом рисования – указательным пальчиком. Детям раннего возраста это нелегкая задача – выделить указательный палец, но после нескольких занятий они уже легко справляются.


Рис 3 «Облака»


Рис. 4 «Следы зайчика»


3 этап. Рисование ладошками, пользуя все те же пальчиковые краски.


Рис. 5 «Солнышко»


Рис. 6 «Солнышко»


4 этап. Рисование кисточкой.


Рис. 7 «Осень»


Результаты диагностики детей раннего возраста по развитию речи.

Используемая литература:

1. Е.А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». Методическое пособие. Москва Мозаика-Синтез, 2009.
2. Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 1-2 лет». Методическое пособие. Москва Творческий Центр Сфера, 2012.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие речи детей средствами изобразительной деятельности (Петрова О.Х.,воспитатель МДОУ №2 г. Оленегорск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: