[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Особенности адаптации детей РВ с нарушением эмоц.-волевой сф (Сомова А.С.,педагог-психолог МДОУ №2 г.Оленегорск)
Особенности адаптации детей РВ с нарушением эмоц.-волевой сф
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 21:56 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ


Сомова Анастасия Сергеева
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
г. Оленегорск


Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Сухомлинский В.А.


Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизиологического развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется, как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

Дети с эмоциональными нарушениями требуют особого внимания. Для них период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.

Общая задача воспитателей и педагогов – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Организация деятельности по адаптации представляет собой целостную модель, которая включает в себя всех участников этого процесса: родители, педагог и ребёнок.

В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с нарушением эмоционально-волевой сферы в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с обычной группой детей.

В адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с родителями концептуальные положения индивидуального подхода.

Перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение родителям даются необходимые рекомендации: установить в семье такой же режим, как и в детском саду; наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада; заранее познакомиться с одним, двумя детьми.

В это период родителям рекомендуется:
- обеспечить достаточную двигательную активность малышу;
- проявляя чуткость, развивать его возможности в освоении окружающего;
- приучать к преодолению трудностей для вызывания положительных эмоций;
- обогащать малыша впечатлениями от общения с другими детьми, взрослыми;
- на фоне уже знакомого окружающего мира вносить в жизнь ребёнка всё время новое.

Для детей с нарушениями эмоциональной сферы в адаптационный период характерны: эмоциональная напряженность, беспокойство различной степени выраженности или напротив заторможенность. Успех адаптационного процесса зависит от состояния эмоциональной сферы.

Привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.

Причины тяжелой адаптации:
- Отсутствие в семье режима;
- Наличие у ребёнка отрицательных привычек;
- Неумение занять себя игрушкой;
- Не сформированы необходимые культурно – гигиенические навыки;
- Не сформированы навыки самообслуживания;
- Не сформированы навыки культуры поведения.

Но главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребёнка опыта общения с взрослым и сверстниками. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок).

Для лучшей адаптации к детскому саду мы можем посоветовать родителям:
- Отдавать малыша на непродолжительное время;
- Познакомиться поближе с несколькими детишками и их родителями;
- Быть спокойным и доброжелательным по дороге в детский сад.

Не рекомендуем:
- Силой отрывать ребёнка от мамы, папы, бабушки и т.д.;
- Заставлять его есть;
- Игнорировать слёзы малыша.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость.

Чем воспитатель может отвлечь ребёнка от слёз?
1. Оказаться с ребёнком на одном уровне: присесть, обнять.
2. Дать малышу попить, умыть его.
3. Предложить ребёнку порисовать красками.
4. Хорошо отвлекают яркие, блестящие вещи, например, мыльные пузыри, воздушные шары.
5. Использовать игрушку, надевающуюся на руку, и начать беседу с ребёнком.

Также, воспитатель совместно с психологом проводят игры, направленные на сближение детей друг с другом: «Найди друга», «Мой друг, кто ты?», «Давайте познакомимся», «Приходи ко мне в гости, я буду угощать» и другие. В цикл занятий педагога-психолога с детьми включены также игры на познавательное развитие, релаксационные упражнения, пальчиковая и дыхательная гимнастики.

На рисунках представлены фрагменты занятий педагога-психолога с детьми в адаптационный период.


Рис.1. Игра «Иди ко мне»



Рис.2. «Пришел петрушка с погремушкой»


В таблице представлены данные по адаптации детей к условиям ДОУ 2 ранней группы.

В заключении отметим, что в адаптационный период особенно важно создать атмосферу доброжелательного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмоциональный комфорт. Общение с взрослыми и сверстниками – необходимое условие эмоционального и социального развития, в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка нарушениями эмоционально-волевой сферы с окружающими людьми, чтобы ребенок стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в социальном поведении и развитии.

Список литературы:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. -сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188с.
2. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия/И.В.Лапина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 127с.
3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236с.
4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
5. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н.Теплюк. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Особенности адаптации детей РВ с нарушением эмоц.-волевой сф (Сомова А.С.,педагог-психолог МДОУ №2 г.Оленегорск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: