[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ДОУ (Грушковская Н.А.,Алексеенко И.В., МДОУ №38 п.Молочный)
Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ДОУ
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 21:32 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ


Грушковская Наталья Альбертовна,
Алексеенко Изобелла Вадимовна,
воспитатели
МДОУ детский сад № 38 комбинированного вида
п. Молочный МО Кольский район Мурманской области


Раннее детство – это особенный период в жизни ребенка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие – основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Развитие детей с ОВЗ идет в большинстве случаев с большим опозданием. У детей отмечаются позднее развитие речи, затруднения в формировании навыков самостоятельности, стереотипные игровые действия, т.е. бессодержательное, однообразное манипулирование предметами. Контакт со сверстниками у таких детей эпизодический и нестойкий. Они редко задают вопросы: «Что такое?», «Почему?», «Кто это?». У них слабо дифференцированы эмоции. Совершенно очевидно, что прежде, чем приступить, к систематическому развитию речи ребенка и требовать от него усвоения материала, необходимо обеспечить соответствующий уровень его психологического развития. И именно поэтому, необходима ранняя коррекционно-развивающая работа, как со стороны психолога, воспитателя, так и логопеда, при этом оказание помощи должно представлять собой комплекс мер.

Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Дети, поступающие в группу детского сада, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это и дети-инвалиды с разными, порой сложными дефектами в развитии.

Задача социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из приоритетных в деятельности групп детского сада. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. В работе воспитателя нет мелочей. Важен правильный подбор методов и приёмов и адаптация детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей и т. п.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:

- изучение документов, личных дел;
- знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
- изучение социума ребенка;
- диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка:

- Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке
- Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
- Цель коррекционно-развивающего этапа: - улучшение психического состояния обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение помощи в социализации, своевременная организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
- Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в ДОУ, адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитатель ставит перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и опыт работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:
- использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей: «Семейный альбом», «Ласковая ромашка», «Мой ребёнок самый лучший».
- вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. Д, проводимые в образовательном учреждении).

Воспитанники с ОВЗ участвуют в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни ДОУ и социума дают право говорить об эффективности работы педагогов. Используются праздники и развлечения: День знаний, День осени, Праздник урожая, День именинника, Новогодняя елка, День 8 марта, Всемирный День ребёнка, День семьи, День матери, Парад военных профессий и т. Д.

- взаимодействия с родителями.

Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.

Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ.

Социализированность ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии // Спец. психология. –№ 1(3). – 2005.
2. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. – Ростов на Дону: Феникс, 2005.
3. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрест. по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. – М., 2001.
4. Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства. Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: в помощь занимающимся воспитанием детей 2–3 лет. – М., 2005.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Социализация детей раннего возраста с ОВЗ в условиях ДОУ (Грушковская Н.А.,Алексеенко И.В., МДОУ №38 п.Молочный)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: