[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование нетрадиционных техник рисования (Юденок Ю.В.,Вельмискина Т.А.,МБДОУ №4 н.п.Оленья Губа)
Использование нетрадиционных техник рисования
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 21:26 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Юденок Юлия Вячеславовна
старший воспитатель
Вельмискина Татьяна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко» н.п. Оленья Губа
ЗАТО Александровск Мурманская область


На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика. Исследования по данной теме проводимые в разных странах показали существующую связь рук с развитием мозга. В России этой темой заинтересовался Бехтерев В.М. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи. Связь заключается в том, что в нашей коре головного мозга располагаются центры ответственные за письмо и речь. Нервные окончания этого центра заключены, прежде всего,  в пальцах рук. Кроме этого, именно в пальцах расположены нервные окончания, отвечающие за память, мышление, внимание и т.д. Связь между движениями рук и речью оказалась настолько тесной и значимой, что упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, рассматриваются сейчас как серьёзный физиологический стимул развития речи у детей. При тренировке тонких движений руки звукоподражание у детей появляется не только раньше, но и становится более совершенным. Вот почему так важно развивать у ребенка мелкую моторику, но не все родители знают для чего это нужно, что это даёт, с какого возраста необходимо заниматься. Некоторые из них вообще считают, что активность пальцев рук никак не влияет на развитие малыша.

В настоящее время у детей, поступающих в наш детский сад, часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. Одной из причин задержки речи, является низкий уровень развития кистевой моторики. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.

Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание, такая работа ведется, начиная с группы раннего возраста.

Одним из важных методов в развитии мелкой моторики являются средства изобразительного искусства.

В группе  планируются занятия, где  используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка, игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Также происходит развитие наглядно-образного, и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной и речевой деятельности детей. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Малыши справляются с такими техниками, как рисование пальчиками (дети рисуют солнышко, глазки животным, наряжают огоньками елочку и т.п.);
- ладошкой (получаются интересные работы: «Ёлочка», «Петушок», «Дед Мороз»);
- оттиск смятой бумагой, поролоном (дети многократно изображают один и тот же предмет в разном цвете, составляя из отпечатков различные композиции, например «Воздушные шары»);
- рисование мыльными пузырями;
- справляются с техникой «комкания (скатывания) бумаги».

Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима.

Мы уверены, что освоение необычных приёмов изобразительного творчества обеспечивает ребёнку самостоятельность и умение творчески решать любую задачу.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости (а значит и слабых изобразительных умений, демонстрируемых детьми при проведении традиционных занятий по изобразительной деятельности); по-новому открывает перед ребёнком мир, что помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере.

Используемая литература:

1. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2008.
2. Лыкова И.А. Цветные ладошки. – М.: Карапуз, 2009.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПб.: КАРО, 2010.
5. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование нетрадиционных техник рисования (Юденок Ю.В.,Вельмискина Т.А.,МБДОУ №4 н.п.Оленья Губа)
Страница 1 из 11
Поиск: