[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в ЦИПР (Клюева Е.Н.,учитель-логопед МБДОУ №4 н.п.Оленья Губа)
Логопедическая работа с детьми раннего возраста в ЦИПР
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 21:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИПР


Клюева Елена Игоревна
учитель - логопед
МБДОУ "Детский сад №4 "Солнышко",
н.п. Оленья Губа, ЗАТО Александровск, Мурманская обл.


Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения. Необходимо уже с раннего возраста помогать ребенку преодолевать нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. 

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, практически у каждого третьего ребенка наблюдаются различные виды ЗРР. Дошкольники   ЗРР  имеют плохую координацию сложных движений, у них проявляется неуверенность в воспроизведении точно дозированных упражнений, снижена скорость и ловкость их выполнения. Заметны сложности при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания.

Профилактика задержки речевого развития в условиях ЦИПРа является одной из задач речевого развития детей раннего возраста. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности всех психических процессов. 

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, который Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытых резервов». Как подчеркивал Л. С. Выготский, ранний возраст «сензитивен во всем». Именно в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни. В то же время значительное количество современных детей до трех лет находится в зоне риска по неблагополучию психического, речевого, нервно-психического развития. Находясь вне системы дошкольного образования, они не попадают вовремя в поле зрения специалистов и не получают необходимой ранней помощи, которая позволила бы оптимизировать их развитие.

Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.

Деятельность Центра игровой поддержки ребенка (ЦИПР) раннего возраста представляет собой инновационную форму взаимодействия семейного и общественного воспитания детей до трех лет, позволяет создать единое образовательное пространство, расширить вариативность предоставляемых детям образовательных услуг. Цель деятельности ЦИПР состоит в том, чтобы создать условия для обеспечения психофизического, речевого благополучия детей раннего возраста на основе развития игрового взаимодействия родителей и ребенка.

Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста в ЦИПРе:
- нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
- выработка ритмичности дыхания и развитие координации движений ребенка;
- развитие мелкой моторики;
- развитие общей моторики;
- стимуляция активной речи, общения;
- вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;
- развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР позволяет нам:
- максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития;
- сократить разрыв между моментом выявления первичных нарушений и началом логопедического воздействия;
- улучшить адаптацию ребенка к детскому саду, с точки зрения речевого развития, общения.

Логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри».

Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используем речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т. п. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Стимуляция речевой активности. Привлекаем внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряем его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры: «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал? », «Что пропало? », «У нас в гостях».

Артикуляционная гимнастика. На каждом занятии проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».

Пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко».

Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами, игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек.

«Мы рисуем». Перспективным приемом данного направления является рисование пальчиками краской. Рисование сопровождается комментированием действий, применяем эмоциональные и речевые стимулы в виде потешек, стихотворных текстов. Рисунки: яблоко, уточка, бабочка, елочка, подбираются к определенной теме занятий. В ходе совместной деятельности у ребенка формируется активная направленность на взаимодействие с взрослым, первичные коммуникативные умения. Рисуем ладошкой или с помощью пробки, получаются рисунки-печати, на подносе с манной крупой появляется дождик, ручеек, солнышко, дорожка, травка, снег.

Общая моторика. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит». Понаблюдав за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Развитие тактильной чувствительности. Игры со щетками, тактильными таблицами, дорожками «В гости», различными поверхностями - жесткими, мягкими, пушистыми, гладкими, шершавыми, колючими, холодными.

Массаж пальчиков и кистей рук. Выполнение движений может сопровождаться музыкальным звучанием, речью доступной ребенку (звукокомплексами, слогами, звукоподражаниями, словами, потешками).

Развитие действий с предметами. Игры в мяч, конструирование. Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить», произносить звукоподражания. Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы». Используем различные виды «вкладышей». Упражнения «Покатай машинку», «Покачай куклу». Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Проводим игры с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан: «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». А также «звуковыми коробочками» наполненными крупой, горохом, фасолью, сахарным песком.

Для формирования пространственных представлений о схеме тела и лица используем упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)».

Формирование представлений о цвете, форме и величине. Собираем пирамидки с ребенком, акцентируем внимание на цвете, форме и размере. Используем кубики разного цвета, палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь детей поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыши могут выполнять простые инструкции, понимают слово, пользуются указательным жестом. С помощью дыхательной гимнастики, устанавливается координация фонации, дыхания и артикуляции, необходимая для достижения произвольных и устойчивых вокализов. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления детей о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Список литературы:

1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. - М.: АСТ: Астрель, 2007. ­- 222 с.
2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2005. - 171 с.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего возраста. - СПб.: Каро, 2000 год.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в ЦИПР (Клюева Е.Н.,учитель-логопед МБДОУ №4 н.п.Оленья Губа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: