[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Условия для развития речевой деятельности детей с ОВЗ (Патмар Л.В., Казакова О.В.,МБДОУ №8 г. Снежногорск)
Условия для развития речевой деятельности детей с ОВЗ
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 20:33 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Патмар Лариса Васильевна
учитель-дефектолог, учитель-логопед
Казакова Ольга Валерьевна
учитель-логопед
МБ ДОУ «Детский сад №8 «Якорёк» комбинированного вида»
ЗАТО Александровск г.Снежногорск


У нормально развивающегося ребенка раннего возраста особенно интенсивно развивается речь. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы и, поэтому, отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи:
- действия с предметами;
- эмоциональное общение со взрослыми;
- готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха.

Без специального обучения у детей данной категории не развивается возможность регулировать деятельность с помощью собственной речи: наблюдается в отдельных случаях сопровождающая речь, но совсем не возникает фиксирующая и планирующая. Сопровождающая речь часто производит впечатление неотнесенной. В ряде случаев наблюдается эхолаличная речь.

Таким образом, отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: звуковой, грамматической, смысловой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

Педагогам и родителям необходимо знать, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных требований развития ребёнка и дальнейшей его социализации.

Мы предлагаем, следующие условия для развития речевой деятельности детей с ОВЗ:
- развивающая среда;
- игры и игровые упражнения;
- игровые занятия;
- пальчиковая гимнастика.

Начнем с развивающей среды. Психолог Р.С.Немов трактует среду как совокупность внешних условий и факторов, среди которых рождается, живет и развивается организм.

Эстетически организованная среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, безусловно, функционально значима. Она должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Здесь все имеет значение: свежий воздух, чистота, освещенность, планировка помещения, и это создает среду психологически и экологически комфортную, благополучную для жизнедеятельности.

Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Оборудование следует размещать так, чтобы педагогу или родителю удобно было подойти к ребенку во время игр и занятий. Размещая мебель, надо стараться максимально освободить площадь пола для игр и подвижной деятельности. Дети с ОВЗ, включая свои компенсаторные возможности, познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, может включать в себя:
- Игровое пособие «Волшебный коврик»для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.
- Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
- Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.
- Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.
- Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.
- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.
- Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)
- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.
- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки); уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребенок наряжается с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.
- Книжная зона особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т.д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышу очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать страницы фотоальбома с фотографиями членов семьи.
- Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».

Целесообразно во время прогулок понаблюдать за живыми объектами, явлениями природы, состоянием погоды.

Игра - первая ступень воспитания, она представляет исключительно благоприятные условия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения. Слово является для ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации.

Однако наиболее активной формой коррекционного воздействия является специально организованные игры-занятия, при организации которых необходимо следовать требованиям дидактики и индивидуальных особенностей ребенка с ограниченным возможностями.

Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию. Установлено, что лучшим временем для занятий является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 ребенка) или индивидуально. Педагог обязан точно определить программное содержание. Продумать материал, как эффективней его преподносить. Игры-занятия проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим. Как, правило, занятия могут иметь многократный повтор, в зависимости от усвоения ребенком знаний и умений.

Усложнение игр-занятий может заключаться в следующем:
- в постепенном преподнесении новой информации;
- в смене игрового и дидактического материала;
- в использовании новых методических приемов, например, рассказывание сказки с использованием настольного театра, иллюстраций или картины либо без использования наглядности;
- в использовании игр для развития речевого дыхания.

Особое значение следует уделить пальчиковым играм. Их можно использовать в любых видах деятельности. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Таким образом, создавая развивающую среду, чередуя обучение с играми, игровыми упражнениями, пальчиковой гимнастикой поддерживается внимание детей, появляется интерес к речевой активности, позволяющий достичь эффективности в работе.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что создание условий имеет важное значение для развития речевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы

1. Белая К.Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К.Ю.Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.
2. Дубинина Д.Н. Мир вокруг меня / Д.Н.Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.
3. Жукова Н. С., МастюковаЕ. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.- ЛИТУР, 2000
4. Косинова Е. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. Эксмо, 2007
5. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет : Учеб.-метод. Пособие для дошк. образоват. Учреждений / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – 5-е изд., перераб. – М: Просвещение, 2003
6. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А.Любина. – Мн. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.
7. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В.Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.
8. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л.Н.Павлова. – М., «Просвещение», 1987.
9. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие.- М: Мозаика - Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003
10. Павлова, Л.Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л.Н.Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
11. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
12. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г.С.Швайко. – М. «Просвещение», 1983.
13. Электронный ресурс: //http: // do gendocs.ru/ docs/ index – 198059.html
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Условия для развития речевой деятельности детей с ОВЗ (Патмар Л.В., Казакова О.В.,МБДОУ №8 г. Снежногорск)
Страница 1 из 11
Поиск: