[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Содержание логопедической работы по формированию импрес.речи (Позняк И.Я.,учитель-логопед МДОУ №5 п. Зверосовхоз)
Содержание логопедической работы по формированию импрес.речи
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 20:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ


Позняк Ирина Яруслановна
учитель – логопед
МДОУ детский сад N 5 комбинированного вида
Мурманская область Кольский район п. Зверосовхоз


В настоящее время в дошкольных образовательных организациях в группах общеразвивающей направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Нельзя считать это случайностью. Все чаще задержку речевого развития можно определить у детей младшего и даже раннего дошкольного возраста. Эти дети составляют основную группу риска при подготовке к школьному обучению.

Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) с задержкой речевого развития, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто малыши с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев рук.

Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети, ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий, в предложно – падежных конструкциях.

Активный словарь к двум годам составляет до 10 слов, при норме 200 – 300 слов. Иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило - ударный. Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ми» - мишка, музыка, мне.

Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в раннем возрасте – профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности их речи.

Причиной для начала обследования ребенка (1.5 – 3 лет) является обращение родителей или воспитателя (после беседы с родителями) к логопеду. На начальном этапе работы по формированию импрессивной речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития, мы определяем: на каком уровне развития речи находится ребенок; выявляем причину речевого недоразвития; индивидуальные особенности каждого ребенка; изучаем анамнестические данные. Важным моментом является необходимость установления прочного эмоционального контакта с ребенком, так как адекватность оценки уровня развития ребенка раннего возраста, в том числе и речевого, во многом определяется состоянием малыша во время наблюдений, игр; мотивированностью его деятельности; общим фоном настроения ребенка; наличием доброжелательного контакта с взрослым (Г.В. Чиркина, 2003). Скоординированная работа по изучению речевой деятельности детей раннего возраста ведется воспитателями группы и логопедом.

Исследование импрессивной речи детей проводится в течение одного месяца с момента выявления задержки речевого развития у ребенка по следующим разделам:

Лексика:
- понимание названий окружающих предметов и действий с ними (1,5 – 2 года);
- понимание слов, обозначающих предметы, признаки, действия (2 – 3 года);
- обобщение предметов по существенным признакам в понимаемой речи (1,5 – 3 года);

Грамматические категории:

- практическое понимание ребенком предлогов: в, на (1,5 – 3 года);
- понимание предложно – падежных конструкций и предлогов: за, около, под (2 – 3 года);
- понимание единственного и множественного числа имен существительных (2 – 3 года);
- понимание слов с суффиксом с уменьшительно – ласкательным значением (2 – 3 года);
- понимание слов с суффиксами со значением увеличения (к 3 годам);
- понимание настоящего и прошедшего времени глагола (к 3 годам);

Фонематическое восприятие:
- распознавание неречевых звуков (1.5 – 3 года);
- различение речевых звуков (2 – 3 года);
- различение слов, отличающихся одним звуком (к 3 года);

Связная речь:
- понимание речи на уровне диалога (2 – 3 года);
- понимание инструкций (2 – 3 года);
- понимание короткой сказки, короткого рассказа взрослого без показа событий, имеющихся в опыте ребенка (2 – 3 года).

Обследование импрессивной стороны речи детей раннего возраста ведется параллельно изучению экспрессивной речи, слухового восприятия, особенностей мелкой и общей моторики, особенностей развития личности. В результате проведенного обследования делается заключение о состоянии импрессивной и экспрессивной сторон речи: «развитие речи в пределах возрастной нормы»; «незначительное отставание в развитии речи»; «задержка речевого развития» (Л.И. Аксенова, 2002)

Работа по развитию импрессивной речи ведется воспитателем во время всех режимных моментов в соответствии с лексическими темами, которые являются определяющими в планировании работы по всем разделам программы. Учитель – логопед проводит индивидуальную работу по формированию импрессивной (и экспрессивной) стороны речи, решая ряд задач в зависимости от возраста и результатов обследования малыша.

Примерное распределение задач по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей третьего года жизни (посещающих ДОО второй год).

Задачи на 1-й квартал
1. Формировать умение вслушиваться в речь, «настраиваться» на восприятие речи, давать ответные двигательные и звуковые реакции.
2. Накапливать словарь существительных, обозначающих окружающие ребенка предметы, геометрические тела и фигуры. Расширять предикативный словарь.
3. Развивать слуховое внимание. Узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослым.
4. Понимать грамматические формы речи: существительные множественного числа с окончанием Ы-И, вопросы косвенных падежей.
5. Понимать предложные конструкции с предлогами: В, НА, ПОД.
6. Понимать простые предложения типа: субъект + предикат, субъект + предикат + объект действия.
7. Соотносить слова «один», «много», «ни одного» с соответствующим количеством предметов; слова «большой», «маленький» с размером предметов.

Задачи на 2-й квартал
1. Дальнейшее развитие словаря существительных: узнавать предметы по их назначению (покажи то, чем ты будешь чистить зубы) или описанию (он круглый, резиновый, прыгает, катится). Активное усвоение предикативного словаря.
2. Понимание обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда).
3. Понимание грамматических форм: существительные множественного числа (с окончаниями А-Я); глаголы множественного числа настоящего времени.
4. Понимание предложных конструкций с предлогами: НА, В, ПОД, ЗА.
5. Понимание прилагательных: длинный - короткий, прямая - кривая.
6. Понимание числительных: один, два; половина, меньше, больше.
7. Развитие речевого слуха; восприятие речи окружающих людей.
8. Понимание фразы типа: субъект + предикат + объект действия.

Задачи на 3-й квартал
1. Понимать и дифференцировать слова противоположного значения: день - ночь, завяжи - развяжи, впереди - сзади, маленький - большой.
2. Дифференцировать глаголы, сходные по семантике: подметает — моет, лежит - спит.
3. Понимать наречия, выражающие пространственные отношения: внизу - вверху, далеко - близко.
4. Понимать предложные конструкции с предлогами: С, БЕЗ (например: «кто гуляет с мамой», «кто гуляет без мамы»).
5. Формирование фонематического восприятия.
6. Понимать вопросы к сюжетной картинке, прочитанной сказке.

Основное средство развития импрессивной речи - называние взрослым предметов, явлений окружающего мира, их изображений. При введении слова в пассивный словарь малыша предлагаем ребенку обследовать предмет, обозначаемый вводимым в словарь словом, используя все 5 органов чувств, вступив во взаимодействие с этим предметом.

Мы учим ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые). Сначала используем предметы, сильно отличающиеся по звучанию (стук карандаша – шуршание бумаги), потом не так резко отличающиеся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста мог их отличить (две погремушки с разным звучанием). Ребенок раннего возраста показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Ребенок обязательно должен уметь сам производить звуки с помощью игрушки. Учим малышей различать звуки по силе (громко – тихо): «Какие часы тикают?»; определять направление звука: «Угадай, где звенит?»; узнавать знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям: «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи.

Педагог, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова употребляем в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

Усвоение слов пассивного словаря осуществляем через проведение различных игр. Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек. Пример задания: - «Выбери все машинки»; - «Выбери всех зайчиков».

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обозначающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством (выбрать все кубики; принести все треугольники). Учим различать геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д.

Учим ребенка показывать нужную картинку. На столе разложены картинки с изображением предметов. Задание: - «Покажи лошадку, покажи куклу...». Учим различать глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того, кто совершает действие: - «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик...». Затем различаются действия, совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит...». Следующий этап развития понимания речи - понимание форм слов: «Покажи, где стол - где столик; где мяч - где мячи; где мяч на стуле, где мяч под стулом».

Детям с задержкой речевого развития особенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет - мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала - машина приехала, пальто застегнули - расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал - Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит - летят).

Большое внимание в развитии импрессивной речи уделяем различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи: много - мало; высоко - низко; длинный (ая) - короткий (ая). Используем рисование предметов с противоположными качествами: рисуем длинную дорожку (ведем руку малыша с карандашом), затем рисуем короткую дорожку; на большой тарелке много яблок (рисуем много замкнутых кривых) - на маленькой тарелке мало яблок и т. д. Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

К работе по обогащению пассивного и активного словаря привлекаем родителей. Объясняем родителям, что речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка раннего возраста наиболее эффективно устраняется с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Учим родителей играм, приемам, образцам речевого общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова Л.И., Лисеев А.А. и др. Ранняя комплексная диагностика уровня развития ребенка от рождения до трех лет. // Дефектология. 2002.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М., 2006.
3. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб: Речь. 2004.
4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. проф. Г.В. Чиркиной. М.: АРКТИ. 2003.
5. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учеб.-метод. пособие. / Сост. Е.С. Демина. М., 2005.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Содержание логопедической работы по формированию импрес.речи (Позняк И.Я.,учитель-логопед МДОУ №5 п. Зверосовхоз)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: