[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Комплексный подход к оказанию ранней помощи (Иванова С.А.,Кондрашова Ю.В.,Рожина Я.С.,МДОУ №38 п.Молочный)
Комплексный подход к оказанию ранней помощи
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 20:18 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОКАЗАНИЮ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. СЕМЕЙНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА


Иванова Светлана Анатольевна,
заместитель заведующего по ВМР,
Кондрашова Юлия Викторовна,
учитель-логопед,
Рожина Яна Сергеевна,
учитель-дефектолог,
МДОУ детский сад № 38
п. Молочный


Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Состояние психологического здоровья детей раннего возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной темы. Год от года растет число детей с различными нарушениями в развитии и нуждающихся в «особом»: доброжелательном и терпимом отношении. В процессе воспитания ребенка с ОВЗ, родители неизбежно сталкиваются с проблемой социализации и адаптации своего ребенка в обществе. При неуклонном росте числа таких детей необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогов развития взаимоотношений образовательного учреждения и семьи.

В целях реализации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей от рождения до трех лет с ограниченными возможностями здоровья коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения создает все условия для достижения максимально возможной социальной адаптации детей раннего возраста. Педагоги оказывают благотворное влияния на развитие их личности, развитие у них игровой, трудовой, продуктивной и познавательной деятельности. Большая работа ведется в оказании психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. В нашем дошкольном образовательном учреждении дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посещают группу общеразвивающей направленности.

Для успешной социализации детей от рождения до трех лет, которые имеют особенности в развитии, в ДОУ создан центр ранней помощи детям «Детский сад - Родители - Социум», который оказывает систематическую психолого-педагогическую и социальную помощь детям, а их родителям (законным представителям) – консультативно - методическую поддержку по вопросам воспитания и обучения. Опыт работы показывает, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, имеет ряд особенностей по сравнению с таковыми родителями, воспитывающих нормально развивающихся детей этого же возраста. Центр осуществляет работу по разработанной программе ДОУ «Ранняя помощь детям с ОВЗ», дополнительным программам всех специалистов ДОУ и индивидуальным программам реабилитации на каждого ребенка. Педагогами разработан комплексный подход к оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Очевидным оказывается тот факт, что для коррекции поведения и психического развития проблемных детей, их социальной адаптации необходимо изменить поведение находящегося рядом взрослого.

Цели организации коррекционно-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития.
• оказать квалифицированную поддержку родителям;
• помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
• создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
• формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

В основу нашей работы с семьями были положены следующие принципы:
• комплексный подход к организации коррекционно-педагогического процесса. В работе принимают участие разные специалисты, таких как заместитель заведующего по ВМР, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, старшая медицинская сестра и др. При этом ведется не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и их совместное обсуждение и «ведение» данной семьи;
• единство диагностики и коррекционно-педагогического процесса. Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления (определения) его актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т. д. и определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления индивидуальной программы развития;
• сотрудничество между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях не «объект своего воздействия», а равноправного партнера по коррекционному процессу. Точно так же отношения между специалистом и ребенком и родителями и ребенком должны строиться по известному принципу личностно ориентированной педагогики — на «уровне глаз» ребенка, используя прием «глаза в глаза»;
• учет интересов или решения задачи через интерес. Применяем в работе, как с ребенком, так и с родителями. Если первый аспект в какой-то мере представлен в педагогике, то второй необходимо уточнить. Как правило, родители, обращаясь за консультацией, хотят, чтобы ребенку чем-либо помогли (например, научили говорить, сняли повышенное возбуждение). Специалист не говорить им: «Он никогда не научится этому» или что-то подобное. В этом случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Здесь необходимо очень тактично подойти к ответу, сказав, что и этому будет уделено внимание на занятиях, но только чуть позже. Далее в ходе коррекционно-педагогической работы родители уже не будут вспоминать об этом. Но таким образом будет положен первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
• Остановимся еще на одном не менее важным принципом в работе. Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят о том, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники, и т. д. Специалист объясняет родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.

Определив цели и раскрыв принципы, представляем семейно-центрированные технологии сопровождения семьи ребенка раннего возраста с нарушениями в развитии. Практический опыт работы показал, что наиболее подходящими являются:

Консультативно-рекомендательная: данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием заместителя заведующего по ВМР, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога родители получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможности их обучения и т. д., и рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка. В ходе первичного приема специалисты обращают свое внимание на позицию матери по отношению к ребенку и особенностям его. Кроме того, учитывают состояние родителей (растерянность, тоскливость, жалобы, поиск путей решения проблем). Это важно, так как в разных случаях от специалиста требуется по-разному построенная беседа.
• это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие типа: «Я знаю, это тяжело» и т. д., а также расположение родителей к себе;
• возможно, родители нуждаются в получении точной информации о нарушении, объяснении нормальности такого своего состояния;
• или же для них становится необходимым совместное составление плана дальнейших действий и т. д.

Лекционно-просветительская: в ходе коррекционно-педагогического процесса с родителями проводятся лекционные занятия, на которых они получают необходимые теоретические знания по различным вопросам воспитания детей. При этом на первой лекции им предлагается список тем с просьбой отметить те из них, которые наиболее интересны родителям, а также предлагается дополнить теми вопросами, которые не представлены, но важны для них, то есть о чем им хотелось бы узнать. По желанию родителей возможно проведение ряда лекций, посвященных медицинским аспектам развития ребенка. Для подобных лекций приглашаются соответствующие специалисты. В ходе лекций родители получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы. Лекции проводятся один раз в месяц. Посещая их, родители не только приобретают знания, данные в определенной системе, но и, знакомясь друг с другом, видят, что они не одиноки, что есть и другие семьи, в которых решаются похожие проблемы. Это придает родителям уверенности, снимает напряжение (что они одиноки, никто их понять не сможет и т. д.). Кроме того, слушая вопросы других, многие начинают осознавать свои проблемы и уже стараются задавать вопросы сами, пытаясь активно искать выход из сложившейся жизненной ситуации.

Практические занятия для родителей: на практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности. Наиболее удобной формой работы с родителями являются комбинированные занятия - лекция на определенную тему, затем практическое занятие, проводящиеся один раз в месяц, длительностью до полутора часов. Темы практических занятий почти всегда соответствуют лекционным. Например, по окончании лекции «Игрушки. Роль, виды, назначение. Критерии оценки игрушки при покупке» родителям предлагается изготовить на заданную тему какую-либо игрушку. По окончании работы родители рассматривают поделки друг друга, видя, как можно по-другому сделать игрушку на эту же тему.

Организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников: беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, их проблемах, видя, что их понимают.

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: на индивидуальных занятиях специалистами решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей, при этом осуществляется личностно ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества со своим ребенком.

Подгрупповые занятия: на завершающем этапе работы с родителями проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалисты организовывают подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество мамы со своим ребенком на индивидуальных занятиях.

Таким образом, в воспитании ребенка раннего возраста с ОВЗ на первом месте в раннем возрасте должно быть эмоциональное благополучие. Успешное решение задач социально-эмоционального развития взаимосвязано с высокими показателями личности в других сферах. Основы личности формируются в раннем детстве и то, как организована жизнь ребенка на этом этапе развития, влияет на его будущий склад характера. Ошибки, допущенные в воспитании, скорректировать потом сложно. Поэтому не стоит препятствовать проявлению самостоятельности и активности. Следует создавать предсказуемые и понятные правила жизни способствующие успешной социализации.

Список литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Дементьева Н.Ф., Багаева Г.Н., Исаева Т.А. «Социальная работа  с семьей  ребенка  с  ограниченными  возможностями»,  Институт   социальной работы.-М., 1996.
3. Маллер А.Р. Новое в оказании помощи детям - инвалидам. Дефектология. – 1996г.- №1. - с. 83-85.
4. Краснощекова Н.В.Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников: целевые прогулки, беседы, занятия, изготовление атрибутов к играм– Ростов н/Д: Феникс, 2011
5. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2002.
6. Соколова Н.Д., Калиникова Л.В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001
7. Уварова Н.А. Организация сотрудничества с семьей в системе дополнительного образования детей: методические рекомендации. -Екатеринбург: ГОУ ДОД ЦДОД «Дворец молодежи», 2005.
8. ШаграеваО.А.,Кошелева А.Д.Детский практический психолог: Программы и методические материалы: Учеб.пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Комплексный подход к оказанию ранней помощи (Иванова С.А.,Кондрашова Ю.В.,Рожина Я.С.,МДОУ №38 п.Молочный)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: