[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Диагностика проявлений психической напряженности у детей РВ (Пельтихина Ю.В.,педагог-психолог МДОУ №16, п. Тулома)
Диагностика проявлений психической напряженности у детей РВ
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 19:57 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОВЗ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


Пельтихина Юлия Валерьевна,
педагог-психолог
МДОУ детский сад № 16 п.Тулома


Изменение социальных отношений, смена образовательных сред (М.В.Шамардина, 2000) представляет для ребенка раннего возраста значительные трудности и связана с трудностями адаптационного периода (В.В.Аршавский, 1984; Ф.Б.Березин, 1988; В.В.Давыдов, 1996; И.В.Дубровина, 1996; А.Д.Воронова, 1997 и др.). По мнению ряда ученых, к неблагоприятным факторам, которые могут способствовать нарушению процесса адаптации, а, следовательно, и возникновению психической напряженности, относятся изменения жизненных стереотипов, смена стиля жизни, повышение требований (С.М.Громбах, 1988; Г.В.Залевский, 1993; В.Е.Каган, 1995; Т.Г.Бохан, 1997).

Поступление ребенка раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение является одним из переломных моментов сопряженных в современных условиях с дополнительными стрессирующими факторами. Новые условия среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка значительных усилий, при этом адаптационные возможности ребенка ограничены. Зачастую неподготовленный переход в новую социальную ситуацию может вызвать у ребенка раннего возраста эмоциональные нарушения и замедление темпа психофизического развития.

Ряд авторов (Н.М.Аксарина, Л.Г.Голубева, К.Л.Печора, В.Манова-Томова и др.) отмечают нарушение сна, снижение аппетита, повышенную заболеваемость, трудности в поведении и неадекватные реакции на окружающее в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проблема диагностики психических состояний, в частности проявлений психической напряженности остается практически неразрешенной в современной детской психологии.

В разработанных диагностических методиках в основном исследуются отдельные психические реакции детей в различных стрессовых ситуациях. При этом необходимо отметить, что данные диагностические методики рассчитаны в основном на младший школьный возраст.

В результате теоретического анализа был выделен комплекс методов, необходимых для психологического анализа проявлений психической напряженности у детей раннего возраста.

Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций» (И.Б.Дерманова). Опросник состоит из 34 вопросов, описывающих различные признаки психического напряжения и невротических тенденций в развитии личности ребенка с целью выявления причин, приводящих к нарушению эмоционального благополучия ребенка. Опросник заполняется педагогом. Ответы на пункты опросника предполагают варианты «Да» и «Нет». Повторное использование опросника позволяет оценить динамику психического состояния ребенка.

Метод наблюдения. Для решения задачи изучения проявлений психической напряженности у детей раннего возраста был выбран метод стандартизированного наблюдения – Карта Наблюдения Д.Стотта . Данный метод является адаптированным вербальным методом, в своем составе шкалу «эмоциональная напряженность».

Данная шкала заполняется педагогом или психологом дошкольного образовательного учреждения.

Адаптация данного метода в России была проведена психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева.

По мнению авторов, наблюдение является наиболее емким методом сбора информации о проявлениях психической напряженности.

В Карте Наблюдений выделены относительно элементарные фрагменты поведения ребенка, характеризующие тот или иной симптом и группировку этих фрагментов в определенные комплексы или шкалы, а также определение взаимоотношений между этими фрагментами или «отрезками поведения».

Карта Наблюдения включает 189 фрагментов, фиксированных форм поведения, которые разделены на 16 симптокомплексов.

Все утверждения, касающиеся детей, делятся на две группы:
1. Суждения, содержащие информацию чисто физического характера.
2. Суждения эмоционального характера.

В нашем исследовании были использованы не все симптокомплексы, а только те, которые описывают эмоциональную сторону жизни ребенка (8 из 17):
1. Шкала 1 – недоверие к незнакомым людям, вещам, ситуации (41 параметр).
2. Шкала 2 – депрессия (42 параметр).
3. Шкала 3 – уход в себя (43 параметр).
4. Шкала 4 – тревожность по отношению к взрослым (44 параметр).
5. Шкала 6 – тревога по отношению к детям (45 параметр).
6. Шкала 7 – недостаток социальной нормативности (социальность) (46 параметр).
7. Шкала 9 – неугомонность (47 параметр).
8. Шкала 10 – эмоциональное напряжение (48 параметр).

Опросник детской тревожности Клинединста. С целью диагностики уровня тревожности детей раннего возраста был использован опросник, рассчитанный на знание матерями особенностей своих детей.

Данный опросник был разработан в 1974 году в Минесотском Университете, а впервые использован в русском варианте Ю.А.Ефимовым (1994).

Опросник заполняется матерью обследуемого ребенка. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл. Номера утверждений, помеченные знаком «+» имеют обратный перевод – за ответ «нет» также начисляется 1 балл.

Следующие методики, используемые в нашем экспериментальном исследовании, основаны на возможности использования цветовых стимулов в диагностической работе.

Исследования А.Новохатского, О.Уваровой, Л.С.Венгера (1978), А.Л.Венгера (1988) и Д.Б.Эльконина (1988) свидетельствуют о том, что несмотря на возникновение цветоощущения у девочек и мальчиков в разные сроки, можно говорить о становлении верхнего порога ощущений у тех и других к 2,5 годам. С этого же возраста возможно применение цветовых тестов.

Исходя из вышеизложенного в нашем исследовании были использованы авторские методики С.В.Велиевой: «Паровозик», «Цветик-восьмицветик», «Часики».

Методика «Паровозик» (С.В.Велиева). Основой для разработки методики послужил цветовой тест Люшера.

Методика направлена на определение степени позитивного и негативного психического состояния. Данная методика применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне. Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь, выбери из оставшихся самый красивый» и т.д.

Фиксируются: позиции цвета вагончиков, высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики, проводится следующим образом: присваивается 1 балл, если ребенок ставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый – на третью, красный, желтый, зеленый – на шестую. Два балла присваивалось, если ребенок ставил вагончик фиолетового цвета на 1 позицию; черный, серый, коричневый – на 2 позицию; красный, желтый. Зеленый – на 7, синий – на 8 позицию. Три бала присваивалось, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на 1 позицию; синий – на 7 позицию; красный, желтый, зеленый – на 8 позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывалось менее 3-х, то психическое состояние оценивалось как позитивное. При 4 – 6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени; при 7 – 9 баллах – как негативное психическое состояние средней степени; более 9 баллов – как негативное психическое состояние высокой степени.

Методика «Цветик-восьмицветик» (С.В.Велиева). Данная методика позволяет выявить отношение ребенка к членам семьи, сверстникам, их отношение к ребенку. Материалом служат разноцветные лепестки (красного, синего, желтого, зеленого, фиолетового, коричневого, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагались на белом фоне. Исследование проводится в форме игры-беседы.

Инструкция: «Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе. Выбери лепесток, цвет которого ты чувствуешь, похож на … (например, маму, папу, брата)»,

«Часики» (С.В.Велиева). Данная методика направлена на выявление психического состояния детей 2,5 – 3 лет.

Для проведения методики необходимо подготовить поле, используя следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный и две пиктограммы с изображением грустного и веселого лица.

Инструкция: «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с рисунком, похожим на твое лицо сейчас». Фиксируются цвет, пиктограмма и высказывания детей.

Литература:

1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001
2.Макарова Е.И. Развитие эмоций у детей раннего возраста //Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1968
3.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997
4.Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во МГУ, 1984
5.Фетискин Н.П. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. – М., 1990
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Диагностика проявлений психической напряженности у детей РВ (Пельтихина Ю.В.,педагог-психолог МДОУ №16, п. Тулома)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: