[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Проявление задержки речевого развития детей раннего возраста (Яшина Е.В.,учитель-логопед МДОУ №16 п. Тулома)
Проявление задержки речевого развития детей раннего возраста
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 19:34 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ПРОЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ


Яшина Екатерина Викторовна,
учитель-логопед
МДОУ детский сад комбинированного вида № 16
п. Тулома


Полноценное развитие речевой функции является одним из важнейших условий формирования поведения и личности дошкольника раннего возраста. В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом задержка речевого развития (далее ЗРР) в раннем возрасте. В психолого – педагогических исследованиях накоплен значительный объём важной информации по проблемам изучения обучения данной категориидетей (Р.Д.Аванесян, Т.В.Волосовец, Л.Н.Галигузова, Н.С.Жукова, Ю.Ф.Гаркуша, И.С.Кривовяз, Е.М.Мастюкова, О.А.Румянцева, Л.Г.Садовникова, О.Б.Сизова, Е.О.Смирнова, Т.Б.Филичева, Л.С.Цветкова).

Проблема задержки речевого развития сегодня приобретает особое значение, поскольку большинство авторов в группу данной категории относит детей раннего и младшего дошкольного возраста, когда нет ещё оснований предполагать наличие речевых функциональных нарушений, так как индивидуальные сроки начального развития речи детей варьируются.
Овладение речью зависит от многих факторов, причины задержки речевого развития могут быть разными. Т.Б. Епифанцева выделяет причины возникновения задержки речевого развития [4]:
- отсутствие мотива к общению, это происходит, если с ребенком никто не разговаривает или наоборот, угадывает все его желание, и говорит с ним, не формируя потребность ребенка выражать свои требования и эмоции словами;
- замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь;
- заболевания и поражения головного мозга (гипоксия, травмы и инфекционные заболевания, перенесенные внутриутробно, в период родов и в первый год жизни);
- нарушения слуха, речь формируется на основе услышанного, если у ребенка есть проблемы со слухом, то возникают проблемы с воспроизведением слов, то есть с речью;
- инфекционные и вирусные заболевания впервые годы жизни ребенка;
- наследственные факторы, в этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально - волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Нарушения при ЗРР носят нейродинамический обратимый характер. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста, так как примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. ЗРР широко применяется в логопедической практике.

Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же как и другие дети, однако возрастные рамки значительно сдвинуты. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, грубых нарушениях фонематического строя речи ребёнка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой [2].

Нормальное речевое развитие ребёнка в раннем возрасте обеспечивается сложным взаимодействием функциональных структур головного мозга, регулирующих успешную реализацию отдельных «звеньев» в целостном механизме речеязыковой способности ребёнка. В случае задержки речевого развития маленькие дети, при очевидно сохранной потребности в общении и хорошем интеллектуальном развитии, демонстрируют минимальный объём экспрессивного словаря, который остаётся практически неизменным на фоне речевых успехов их сверстников, и стойкие трудности в продуцировании новых слов. Характерно употребление «универсальных» слов, сигнификативная сторона слова подвижна – значение сужается, расширяется, закрепляется за случайным явлением. Иногда такой неполноценный словарный запас ограничивается 20 – 50 словами и в целях речевого общения широко используются жесты и мимика. Фразовая речь формируется со значительным отставанием в сроках и аграмматична по своей структуре.

Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу. У детей с задержкой речевого развития обнаруживается значительное отставание в развитии коммуникативной деятельности от полноценно развивающихся сверстников. Основная особенность коммуникативной деятельности детей с задержкой речевого развития заключается в нереализованности их возрастного потенциала как субъектов коммуникативной деятельности в ситуации взаимодействия со взрослым. Негативным социальным фактором, играющим важнейшую роль в становлении детей с задержкой речи в качестве субъектов коммуникативной деятельности, является некомпетентность в общении с ними родителей, создающих дефицит и нарушения их общения со взрослыми.

Анализ данных по изучению детей раннего возраста с проблемами в формировании вербальной коммуникации, выявляет следующие особенности предметного словаря - спонтанная речь ребёнка изобилует звукоподражательными возгласами и облегчёнными словами, преимущественно относящимися к названиям животных (игрушечных и настоящих), а также к некоторым режимным моментам (приветствие, прощание, выражение согласия – несогласия). При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и дополнительной мимикой. Ребёнок хорошо называет всех близких, знает и употребляет лексику, регулирующую основные режимные моменты его жизни; пассивный словарь – понимание слов из лексических групп «транспорт», «одежда», «продукты» и т.д. соответствует возрастным показателям у говорящих детей; активный словарь – ребёнок активно употребляет многие глаголы в виде звукоподражательных слов, понимает основные прилагательные, обслуживающие его жизненные потребности (горячий, вкусный, мамин); вопросительные слова – хорошее понимание вопросов, заданных со словом «где?».

Грибова О.Е. перечисляет следующие признаки значительной задержки речевого развития [3]:
- ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мама;
- в 8-9 месяцев не появился лепет (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это тихий, мало издающий звуки ребенок;
- в 1,5 года у ребенка не появились простые слова, например, «мама» или «дай», он не говорит и не понимает простых слов, обозначающих имя или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь»;
- у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием;
- в 2 года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова;
- в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний: не знает названий окружающих предметов и частей тела, не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения, не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»);
- в 3 года малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные, он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем;
- в 3 года ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их.
- в 3 года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения - это признак серьёзного отклонения в развитии.

Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа познавательного развития ребенка. Все психические процессы у ребенка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются с прямым участием речи. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка. У ребенка может развиться стойкий речевой негативизм, если его, взрослые постоянно просят повторить данное слово. Речевой негативизм, или отказ от речи, может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители сначала просят повторить за ними слова, потом требуют, в конце концов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно игнорируются или отвергаются.

Необходимо своевременное выявление и обследование детей раннего дошкольного возраста. Целью логопедической диагностики является раннее распознавание ЗРР и профилактические мероприятия в данном направлении. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребёнка, тем больше времени у родителей и педагогов для коррекции [1]. Логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию ребёнка с отставанием в речевом развитии, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления высших психических функций, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребёнка и предупреждать возникновение вторичных нарушений.

В целях обследования речевого развития детей раннего возраста специалистами используются следующие методики: «Схема логопедического обследования ребёнка 2 – 3 годов жизни» (Ю.А.Разенкова, 1998), «Опросник для родителей (первые слова)» (О.Е.Громова, 2003), «Методика психолого – педагогического обследования детей раннего возраста» (Е.А.Стребелева, 1996) [4]. В основу разработок указанных методик положено знание наиболее значимых показателей лингвистического развития детей 1 – 3 годов жизни.

Для формулирования более точного заключения сопоставляются данные, полученные в ходе логопедического обследования с психолого- медико-педагогическим обследованием. Особенности психического развития детей с задержкой речевого развития подтверждают необходимость раннего вмешательства и определяют основное направление в осуществлении коррекционной работы.

Литература:

1. Громова О.Е. «Признаки речевых нарушений в раннем возрасте», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2008. – №4, с.64 – 66.
2. Громова О.Е. «Ваш ребёнок не говорит?», «Дошкольное воспитание». – 2009 - №6, с.36 – 38.
3. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста» / Под редакцией Н.В.Серебряковой. – СПб: КАРО, 2010. – 64с
4. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. «Психолого–педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного
возраста». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2009. – 243с.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Проявление задержки речевого развития детей раннего возраста (Яшина Е.В.,учитель-логопед МДОУ №16 п. Тулома)
Страница 1 из 11
Поиск: