[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Условия успешной адаптации и социализации (Ермолаева Е.А.,педагог-психолог МБДОУ №8 г.Снежногорск)
Условия успешной адаптации и социализации
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 18:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Ермолаева Елена Александровна,
педагог-психолог
МБ ДОУ «Детский сад №8 «Якорёк» комбинированного вида»
ЗАТО Александровск г.Снежногорск


Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые определяют направления стратегических преобразований. Их реализация приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей раннего и дошкольного возраста. Центральным моментом этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования, а именно: приведение в соответствие практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками возраста ребенка, которые определяют уникальный вклад каждого возрастного периода в общий цикл психического развития. Сохранение, наряду с физическим, и психологического здоровья дошкольников сегодня рассматривается как одно из требований безопасности образовательного процесса и как один из показателей качества образования. В дошкольном возрасте проблема сохранения психологического здоровья является наиболее актуальной при вхождении ребенка в образовательную среду при поступлении его в дошкольное учреждение, т.е. в процессе адаптации детей к условиям ДОУ. Каждый малыш в соответствии с "законом об образовании" имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. Но, в силу своих зачастую не очень больших потенциальных возможностей, незрелости эмоционально-волевой сферы, физической ослабленности, нарушений семейных взаимоотношений, именно дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОУ, что, в целом, неблагоприятно сказывается на его социализации в целом.

Важным переломным периодом для ребёнка является начало посещения детского сада. От того, как пройдёт адаптация малыша к дошкольному учреждению зависит его дальнейшая социализация в обществе людей. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Привыкание даётся ребёнку нелегко за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах. Каждый ребёнок привыкает к новым условиям по-разному. На адаптацию и социализацию малыша влияет ряд факторов.

На адаптацию ребёнка влияет его возраст. Как правило, чем ребёнок младше – тем он быстрее привыкает к садику. Также надо учитывать и индивидуальные особенности нервной системы ребёнка. Наверное, в каждом детском саду есть дети, которые с первых дней пребывания в группе плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, бурно протестуют против режимных моментов. А есть и такие, которые внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся за стол, но едят без аппетита, ложатся в кровать, но лежат с открытыми глазами, долго не засыпают, берут предложенную игрушку, но не играют. Бедность эмоциональной реакции может говорить о замедленном протекании адаптационного процесса. Подобные дети нуждаются в особой помощи воспитателей и родителей. Имеет влияние на адаптацию предшествующий опыт ребёнка. Как показывает практика, дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых. Кроме выше перечисленного на привыкание к новой обстановке влияет здоровье ребёнка, условия его жизни в семье. Если малыш часто болеет или в семье неспокойная, конфликтная обстановка – это скорей всего повлияет на его адаптацию.

Все вышеперечисленные особенности мы учитываем при организации адаптационного периода. В нашем ДОУ практикуется введение ребёнка в группу согласно индивидуальным рекомендациям, которые составляются на основе информации об условиях жизни ребёнка, социального опыта, других факторов развития, а также наблюдения за малышом и мамой в первый день посещения группы. При приёме ребёнка в детский сад основной проблемой, с которой мы сталкиваемся, является сильная эмоциональная зависимость ребёнка от мамы или близкого человека, сопровождающего малыша в детский сад. Поэтому одной из основных задач нашей работы является преодоление этой гиперпривязанности и содействие развитию его самостоятельности и независимости.

В адаптационный период мы проводим следующие мероприятия с родителями:
- презентация детского сада, в процессе которой происходит знакомство родителей и детей друг с другом, с педагогическим коллективом детского сада; формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей и доброжелательного отношения их к ДОУ;
- анкетирование "Давайте познакомимся», целью которого является получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье, об особенностях развития малыша;
- консультация «Первый раз в детский сад» с целью поддержки и консультирования родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду, формирования единого подхода к соблюдению режима дня, вопросам воспитания и оздоровления детей;
- родительское собрание, на котором родителей знакомят с правилами посещения детского сада, результатами адаптации детей в группе, задачами воспитания на год;
- групповые и индивидуальные консультации воспитателя, психолога и других специалистов для удовлетворения потребностей родителей в получении информации по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Следует отметить, что ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.

Люди, которые, так или иначе, влияют на социализацию малыша (агенты социализации) – это, прежде всего, родители ребёнка, его ближайшее окружение: братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие родственники, а с началом посещения детского сада – воспитатели, помощники воспитателя, другие сотрудники дошкольного учреждения. Поэтому ведущую роль в социализации ребёнка играет семья, а в успешной адаптации всё-таки, наверное, педагоги. Всё это подтверждает необходимость союзничества, сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада в тот период, когда ребёнок с ОВЗ впервые появляется на пороге группы.

Одним из важнейших, на наш взгляд, факторов решения проблем адаптации малыша с ОВЗ к условиям детского сада является грамотная и ответственная позиция родителей ребенка, помогающих своему малышу плавно "влиться" в детский коллектив.

Почему же так необходимо установить контакт с семьей ребенка? Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления. Родителям мы стараемся доказать уникальность и значение того или иного возрастного периода. Родные малыша, не подозревая о новообразованиях в психике ребенка, стремятся поддерживать сложившийся уже стиль отношений, ограничивая самостоятельность ребенка, иногда при этом жалуются, что "ребенок был раньше хороший, а сейчас стал вредный и упрямый, как подменили". Некоторые из родителей не хотят видеть особенностей развития ребенка, и пытаются во всем обвинить именно его. Педагогам ДОУ приходится убеждать родителей в важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Для подготовки ребёнка к первому в его жизни общественному учреждению мы проводим ряд мероприятий ещё до поступления малыша в детский сад. Нами разработаны рекомендации для родителей по подготовке ребёнка к детскому саду и по организации жизни малыша в период адаптации. Вся эта информация размещается на сайте учреждения.

В мае мы ежегодно проводим собрание для родителей будущих воспитанников. На собрании родителей знакомят с детским садом (знакомство может проходить в форме экскурсии, просмотра ознакомительного ролика о группах, режимных моментах, играх и занятиях, интересных местах детского сада). Родители получают информацию педагога-психолога о механизмах адаптации детей с ОВЗ, рекомендации по организации жизни ребёнка до поступления в детский сад. Воспитатели знакомят с организацией жизни детей в группе, режимом дня, трудностями первого месяца пребывания ребёнка в детском саду. Врач-педиатр, старшая медсестра дают полезные советы, как укрепить иммунитет, организовать закаливающие процедуры. Ранняя просветительская работа с родителями малышей помогает предупредить сложности адаптации к детскому саду.

Конечно, сейчас выпускается много литературы по раннему развитию ребёнка, периодических изданий, много информации можно получить из Интернета. Но все же не все родители обращаются за помощью и советом в книжный магазин или в библиотеку. В практике специалистов нашего детского сада стало хорошей традицией выпускать буклеты об особенностях развития и воспитания малышей с самого момента рождения. Информационные буклеты распространяются нами через Центр игровой поддержки ребёнка, который функционирует на базе ДОУ. Такая работа позволяет привлечь внимание родителей к проблемам детского возраста, выработать правильную стратегию воспитания ребёнка, не наделать ошибок, которые впоследствии могут стать причиной нарушений в развитии и поведении малыша. В том числе мы выпускаем буклеты для родителей, которые имеют детей с ОВЗ и распространяем их в детской поликлинике.

Педагоги нашего ДОУ признают огромную роль психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка в организации адаптационного периода. Повторю, что успешная адаптация детей с ОВЗ возможна при сотрудничестве родителей и педагогов. Педагогам необходимо:
- изучить медицинские документы, поступившие с ребёнком;
- провести беседу с родителями об особенностях ребёнка, о тех условиях, которые необходимы ему для более успешной адаптации к новым условиям и детскому коллективу;
- сопровождая ребенка с ОВЗ, не опекать его чрезмерно, но и не забывать о нем;
- активно взаимодействовать с педагогом-психологом, изучать специальную методическую литературу;
- при взаимодействии не фиксировать внимание на особенностях ребёнка. Относиться к ребенку ровно, спокойно, ласково но, в то же время, предъявлять разумные требования. Ребенок не должен чувствовать себя обиженным и ненужным.
- в отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его каждый раз, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- ежедневно рассказывать родителям как прошел день его ребёнка. Акцентировать внимание на положительном, но не утаивать и отрицательные моменты.

Система работы специалистов нашего детского сада в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ позволила:
- использовать индивидуальный подход в организации работы с детьми раннего возраста с ОВЗ в данный период;
- повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- создать условия для доверительных отношений с родителями;
- смягчить состояние стресса у ребёнка, а, следовательно, сделать процесс привыкания наиболее успешным.

В результате снизилось число детей с тяжёлой адаптацией, количество детей с лёгкой адаптацией возросло.

Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими.
- Играет.

Таким образом, прежде чем отправить ребенка с ОВЗ в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче. Желательно проконсультироваться у детского психолога. Благоприятная адаптация малыша в детском коллективе – одно из важнейших условий социализации ребёнка.

Список литературы

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006
2. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010
3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79 с.
4. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Условия успешной адаптации и социализации (Ермолаева Е.А.,педагог-психолог МБДОУ №8 г.Снежногорск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: