[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста (Горлицкая Е.Ю.,Филянова Е.Ф.,Богаченкова Л.В.,Синельцева Т.Г)
Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 18:40 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Горлицкая Елена Юрьевна, заведующая,
Филянова Евгения Фёдоровна, старший воспитатель,
Богаченкова Любовь Викторовна, учитель – логопед,
Синельцева Татьяна Геннадьевна, учитель – логопед
МДОУ ЦРР д/с №46 п.Молочный Кольского района


По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных детей в течение последних лет значительно снизилась. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют диагностированную родовую энцефалопатию, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем.

Дети младенческого возраста (до одного года жизни) находятся вне поля зрения ПМПК, так как преимущественно наблюдаются в детских поликлиниках, где в настоящее время не предусмотрена психолого-педагогическая диагностика, и, следовательно, упускается самый важный сензитивный период в формировании психомоторных функций.

Раннее предупреждение речевых и психических нарушений является на сегодняшний день одной из приоритетных задач педагогики.

Одним из важнейших условий результативности коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии является выявление характера отклонений и их коррекция в раннем возрасте. Возможности компенсации и развития психических функций во многом зависят от времени начала коррекционных мероприятий. Наиболее эффективным оказывается коррекционное воздействие, которое проводится в период интенсивного развития корковых структур головного мозга, то есть в первые три года жизни ребенка.

В исследованиях Г.В. Чиркиной выделен ряд диагностических показателей, позволяющих выявить детей группы риска. Установлены наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности. К ним относятся:
• понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;
• долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);
• первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами; двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;
• начало активной речи (объем словаря и особенности детской номинации; ранний синтаксис: аккомпанирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);
• овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций).

Отсутствие помощи в раннем дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.

Основной целью логопедической работы с данной категорией детей является предупреждение и преодоление речевых нарушений у детей раннего возраста.

Обозначим основные задачи:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения с взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т.д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

К основным направлениям логопедической работы относятся формирование:
- коммуникативной и обобщающей функций речи;
- артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания;
- звукослоговой структуры слова;
- внутреннего и внешнего лексикона;
- начальных навыков грамматического оформления высказывания;
- внутренней семантической структуры предложения (из 2-3 слов); создание:
- особым образом организованной коррекционно-развивающей среды;
- организованного семейного воспитания детей.

К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок относится совершенствование моторной сферы, перцептивной деятельности, пространственно-временных представлений, мышления, внимания; обучение поисковым способам ориентирования (рассматривание, обследование, сравнение), совершенствование предметно-практической, игровой деятельности; преодоление негативизма.

В рамках экспериментальной муниципальной площадки с октября 2012года в нашем дошкольном учреждении открылся Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ.

Реализация задач логопедической работы происходит в процессе использования следующих средств:
- Адаптационные игры;
- Игры, направленные на сенсорное развитие;
- Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности;
- Игры, направленные на развитие речи;
- Игры, направленные на ознакомление с окружающим;
- Игры, направленные на физическое развитие;
- Сюжетные игры;
- Игры, направленные на социальное развитие;
- Игры-развлечения, музыкальные игры.

Для развития сенсорно-моторных навыков мы используем дидактический материал: «Шумящие бутылочки», «Собери бусы», «Веселый зоопарк», «Умные пары». С целью формирования речевого и предметно-практического общения с окружающими людьми обучаем детей сюжетным играм: «Кукла обедает», «Кукла заболела», «Кукла пошла гулять».

С целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста осуществляем консультационную помощь семьям воспитанников, эффективно используем методы активного социально-психологического обучения. Нами разработан цикл консультаций: "Особенности речевого развития детей раннего возраста", "Чем занять ребенка дома", "Полезные и бесполезные игрушки", "Учусь говорить", "Скоро в детский сад", "Мне надо много двигаться».

С целью профилактической работы регулярно осуществляем работу по информированию родителей воспитанников посещающих группы раннего возраста (информационные зоны для родителей, официальный сайт МДОУ ЦРР д/с №46).

В рамках работы Школы для родителей «Родничок» организовали следующие мероприятия:
- Консультация «Мой ребенок идет в детский сад», о подготовке детей и родителей к поступлению в детский сад.
- Семинар-практикум «Почитай мне мама…», о значении книги в жизни ребенка.
- Круглый стол «Мы говорим игра, подразумеваем детство», о значении игры в жизни детей.
- Семинар-практикум «Речь про речь», о культуре речи родителей.

В течение года организуем выступления на родительских собраниях, освещая вопросы развития детей раннего возраста.

Регулярно обновляем информацию в родительских уголках, где размещаем свои рекомендации, полезные интернет-ресурсы, новые публикации, посвященные раннему детству.

Оказываем индивидуальную консультативную помощь для родителей детей входящих в группу риска, а также по запросу родителей, педагогов.

Представленная система работы по предупреждению и преодолению речевых нарушений у детей раннего возраста, позволяет в полной мере реализовать определенные нами цели и задачи по указанным направлениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. – М.: ПАРАДИГМА, 2012.
2. Грибова О.Е. Что делать, если Ваш ребенок не говорит. – М.: Айрис-пресс, 2004.
3. Герасимова А.С.Малыш учится говорить. От «агу» до монолога. – СПб.: ОлмаМедиаГрупп, 2011.
4. Архипова Е.Ф.Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2007.
5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Чиркина  Г.В.  Методы  обследования  речи  детей:  Пособие  по  диагностике  речевых  нарушений. - М.: АРКТИ,  2003.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Предупреждение речевых нарушений у детей раннего возраста (Горлицкая Е.Ю.,Филянова Е.Ф.,Богаченкова Л.В.,Синельцева Т.Г)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: