[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Коррекция трудуностей адаптации (БесоваЛ.В.,Пестовникова Г.С.,Шалашова М.М.,МБДОУ№5 г.Кировск)
Коррекция трудуностей адаптации
earlyhelpДата: Воскресенье, 22.02.2015, 18:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
КОРРЕКЦИЯ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ


Бесова Людмила Валентиновна,
педагог-психолог
Пестовникова Галина Сергеевна,
воспитатель группы раннего возраста
Шалашова Мария Михайловна,
воспитатель группы раннего возраста
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Незабудка» г.Кировска»
Мурманской области


Одним из важнейших требований к структуре раздела коррекционной работы и инклюзии образовательной программы ДО в соответствии с ФГОстандартом является «освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Исходя из этого положения мы, специалисты и воспитатели, считаем адаптационный период, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в состоянии наибольшего психического и эмоционального напряжения, приоритетным направлением в совместной работе с ребенком и его семьей.

Известно, что процесс адаптации у каждого малыша зависит от его индивидуально-типологических особенностей и социальной обстановки, которая окружает его. Группа раннего возраста в нашем ДОУ является группой оздоровительной направленности с инклюзией. В этом году 64% вновь поступивших детей – это малыши с неврологическими диагнозами и нарушениями опорно-двигательного аппарата, из них - 14% - дети-инвалиды. Многолетние наблюдения за особенностями привыкания воспитанников к условиям пребывания в дошкольном учреждении позволяют сделать вывод, что дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе адаптации испытывают такие же трудности, что и нормально развивающиеся дети, но они усугубляется тяжестью его диагноза. Основными показателями недостаточно благоприятного состояния для них в этот период является следующее:
- эмоциональное самочувствие ребенка: подавленность, симптомы гиперактивности, беспокойство, пассивность;
- избирательное отношение к педагогам и пассивное – к детям;
- отсутствие интереса к предметному миру;
- подверженность частым инфекционным заболеваниям;
- значительные нарушения сна и аппетита

Период адаптации для ребенка с ОВЗ остро переживается им в связи с отрывом от дома, от матери, от близких, в связи с тем, что у таких детей наблюдается высокая степень привязанности к дому и семье, в особенности прочной оказывается связь в диаде «мать-дитя», поэтому встречи с незнакомыми взрослыми и детьми зачастую становятся серьезной психологической травмой. Все эти признаки свидетельствуют об адаптации средней тяжести, которые нормализуются к концу 2-3 го месяцев.

Поэтому создание и поддержание психологически безопасных, развивающих условий вхождения малыша в новый социум – детский сад и полноценная психолого-педагогическая помощь семье ребенка – стали приоритетными целями взаимодействия воспитателей раннего возраста, педагога-психолога, медицинских работников с родителями, которые способны минимизировать возможные риски в развитии детей с ОВЗ в адаптационный период.

В соответствии со Стандартом педагоги создали в группе раннего возраста условия, которые соответствуют нормам педагогически и психологически целесообразной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие прежде всего эмоциональное благополучие вновь поступающего ребенка. Модель развивающей среды в период адаптации, базируется на двух идеалах:
1. детский сад- это второй дом для малыша,
2. специально созданная среда для игр и отдыха, для разнообразной доступной этому возрасту деятельности с учетом особенностей детей с ОВЗ.

С целью снижения стрессовых реакций особенно воспитанников с ОВЗ в адаптационный период обновлен и расширен комплекс «Адаптационные игры и упражнения», который позволяет отвлечь малыша от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне его эмоциональное состояние:
- совместные с мамой игры-забавы, доставляющие ребенку радость и удовольствие от увлекательного времяпровождения;
- различные виды мини-театров (настольный, стендовой, теневой, кукольный, перчаточный, варежковый, платочный, пальчиковый), которые помогают малышу расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу;
- музыкально-ритмических игры с рассказыванием и пением потешек, пестушек, колыбельных, закличек, которые обладают терапевтическим успокаивающим воздействием на эмоциональную сферу ребенка.

В связи с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сочетанными с ним неврологическими диагнозами оснащена современными игрушками и специальным оборудованием зона физического развития детей «Малыши-здоровячки»: сухой бассейн с комплектом шаров, различные виды мячей: фитбол, мяч резиновый, мяч-попрыгун, мяч с рогами; массажные дорожки.

В период ознакомительных встреч родителей (за 1-2 месяца до поступления малыша в детский сад) организуем экскурсии по дошкольному учреждению, в которые включаются вместе с воспитателем педагог-психолог, медицинские специалисты. Родители знакомятся с презентацией группы раннего возраста в фотоальбоме: «Малыши-бодрячки», получают Памятку, где предоставлена полная информация об условиях пребывания ребенка в ДОУ. Основная цель: установление психологического контакта с семьей, преодоления барьера недоверия к ДОУ, оказание консультативной помощи для облегчения периода адаптации детей и их родителей.

Педагог-психолог совместно с воспитателем осуществляют «домашнее визитирование» семей с ребенком с ОВЗ. Получаем информацию о социальной ситуации развития малыша, типе семейного воспитания, особенностях привязанности ребенка к матери. Эти данные позволяют специалисту-психологу выстраивать индивидуальную тактику работу с родителями. В нашем случае, когда ребенок имеет серьезное физическое нарушение, основным типом семейного воспитания является гиперопека, которая проявляется в нежелании матери дистанцироваться от ребенка, что связано с ее повышенной тревожностью, которая оказывает отрицательное воздействие на детское развитие: в поведении малыша устойчивыми становятся такие личностные черты, как застенчивость, неуверенность в себе, нежелание идти на контакт с другими детьми, появляется риск возникновения задержки речевого развития. В редких случаях мать может предъявлять к ребенку жесткие требования. Данный тип воспитания приводит к нарушениям в эмоциональной сфере, когда фрустрация ребенка становится выше, чем он может выдержать. В поведении малыша проявляются симптомы гиперактивности или пассивности, когда малыш не проявляет познавательного интереса, самостоятельной активности, как двигательной, так и коммуникативной. Одной из причин, вызвавшей жесткие требования матери, является рождение ребенка не таким, каким она хотела бы видеть его.

Для детей с ОВЗ, имеющих нарушения в эмоциональной и социальной сфере, педагог-психолог проводит индивидуальную работу с матерью с целью максимально снизить факторы, тормозящие развитие малыша, а также помочь принять своего ребенка таким, как он есть. Для этого используется игровой комплекс, направленный на взаимное сближение. Это подвижные игры: «Кот и мыши», «Волк и зайцы», « Поймай хвостик», «кто перетянет мяч», позволяющие проявлять эмоции, как позитивные, так и негативные.

В рамках «домашнего визитирования» проводим первичное анкетирование, необходимое для построения плодотворной работы по адаптации. Анкета построена на основе ряда характеристик и показателей адаптации, свидетельствующих об основных привычках ребенка, проявлении каких-либо крайностей (излишняя активность либо пассивность), возврате к более ранним привычкам, особенностям в развитии.

Предварительный этап работы позволяет нам выявить детей «группы риска» и разработать индивидуальный маршрут вхождения каждого ребенка в группу.

Основной адаптационный период направлен на развитие конструктивного взаимодействия с членами семьи, вовлечение родителей в коррекционный процесс. Учитывая особенности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, стараемся организовывать плавный переход от постоянного пребывания малыша в родительском доме к посещению ДОУ. Это важно для всех детей, но особенно — для детей с ОВЗ, потому что в их случае абсолютно необходимы постоянный обмен информацией и совместная активная работа всех взрослых, имеющих отношение к ребенку. В этот период основными формами работы являются совместные прогулки мамы и ребенка с группой детей (первая неделя), щадящий режим посещения детского сада (вторая - третья недели). Традиционно воспитатели используют следующие приемы и средства: одомашнивание среды обитания ребенка (домашняя игрушка, «своя» чашка…), внесение фотоальбома с семейными фотографиями, индивидуальные беседы родителей с воспитателем, специалистами с обсуждением индивидуальных особенностей и потребностей ребенка с ОВЗ.

Педагог-психолог организует игровые сеансы Комплекса адаптационных игр «Ладушки» с детьми с ОВЗ, который является здоровьесберегающей, профилактической и коррекционно-развивающей технологией, способствуя:
- снижению тревожности маленького ребенка,
- развитию ,потребности в общении,
- интереса к предметным и природным объектам через релаксационные игры с водой, песком, пальчиковые упражнения и народный фольклор.

Одним из факторов успешной адаптации любого ребенка к условиям детского сада является его общение со взрослыми и сверстниками. С помощью потребности в общении усваивается социальный опыт. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками определяет становление личности ребенка. Общение со взрослыми развертывается на основе увеличивающейся самостоятельности ребенка, расширение его знакомства с окружающей действительностью. Однако потребность в общении не может быть удовлетворена, пока ребенок не начал осознавать самого себя и себя по отношению к окружающему миру. Для детей с ОВЗ характерна задержка в формировании представлений о себе, поэтому в комплексе представлены игры и упражнения на формирование своего «Я», представлений о других, эмоционального контакта со взрослым, развитие предпосылок к общению со сверстниками.

Заключительный этап – этап анализа и выводов. В течение месяца с момента поступления ребенка в ДОУ и по завершению мероприятий по адаптации детей воспитатели заполняют педагогические Карты адаптации - наблюдения за ребенком, позволяющие оценить степень адаптированности детей к новым условиям. Оценка психоэмоционального состояния детей проводится педагогом-психологом посредством наблюдения за детьми в условиях группового общения в течение месяца с момента поступления в детский сад и по завершению психопрофилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

В ходе использования эффективного комплекса коррекционно-развивающих средств и приемов в адаптационный период детей с ОВЗ, которые были реализованы в таких видах деятельности ребенка раннего возраста, как двигательная активность, предметная и игровая деятельность, общение с взрослым и действия с бытовыми предметами, нами получены следующие результаты, которые представлены в виде таблицы.

Результатом разумной и целесообразной системы построения взаимоотношения родителей и воспитателей, родителей и специалистов в условиях здоровьесбережения, когда малыш полностью удовлетворяет свои витальные потребности в безопасности, двигательной активности, любви, являются стабильно высокие показатели адаптации детей раннего возраста, в том числе с включением воспитанников с ОВЗ.

Литература

1. Афонькина Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах. (Методические разработки).- Мурманск: МГПУ. 2003. – Ч.3: Дошкольный возраст. – 127 с.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС2, 2002. -64 с.
3. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – Москва: Теревинф, 2012
4. Индивидуальная программа реабилитации. - Интернет: Медицинский центр «Медис»Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере.-М:ВЛАДОС, 2003
5. Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 96 с.
6. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития: учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Дону: Феникс, 2009. – 345 с.
7. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. – СПб.,ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.
8. Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007
9. Кожевникова В.Т., Сологубов Е.Г., Поляков С.Д., Смирнов И.Е. Использование унифицированной медицинской документации в отделении ЛФК специализированного стационара для больных детским церебральным параличом/ Детская психоневрологическая больница №18. Научный центр здоровья детей РАМН, Москва, РФ
10. Концепция Специального Федерального образовательного стандарта (СФГОС)для детей с ОВЗ/[Н.Н.Малофеев, О.С.Никольская, О.И.Кукушкина, Е.Л.Гончарова ]. – 2-е изд..-М.:Просвещение, 2014…(Стандарты второго поколения)
11. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб.: Издательство: «Речь»,2003.
12. Ляш Л.П. Индивидуальная программа сопровождения детей – инвалидов /Все могут учиться. Часть 2. Материалы проекта «интеграция детей дошкольного и младшего школьного возраста с особыми потребностями в общеобразовательные школы и общество в Мурманской области» /Ю.А.Афонькина, М.Д.Белоусова, Сай Вяюрюнен и др. , Мурманск – Ювюскюля, 2008
13. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПБ, Речь, 2008
14. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
15. Сидоренко А.Г. Методы и приемы работы с детьми с нарушениями ОДА– ЦПМПК МО, 2013 г., Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
16. Сидоренко А.Г. Принципы работы с детьми с нарушениями ОДА– ЦПМПК МО, 2013 г.Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
17. Сидоренко А.Г. Рекомендации учителям по созданию оптимальных условий организации учебного процесса при работе с детьми, имеющими нарушения вследствие церебрального паралича (ДЦП) – ЦПМПК МО, 2013 г.Государственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения»
18. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам.-М.: ТЦ Сфера, 2002 – 128 с.
19. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок. Книга для родителей ребенка с ДЦП. – М., 2006
20. Шипицына Л.М.,Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под науч.ред. Л.М. Шипицыной.- СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Коррекция трудуностей адаптации (БесоваЛ.В.,Пестовникова Г.С.,Шалашова М.М.,МБДОУ№5 г.Кировск)
Страница 1 из 11
Поиск: