[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Обогащение знаний об окружающем мире (Иванова О.В.,Попова И.Е., ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
Обогащение знаний об окружающем мире
earlyhelpДата: Пятница, 20.02.2015, 22:28 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ОБОГАЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ И ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА


Иванова Ольга Витальевна
Попова Ирина Евгеньевна
воспитатели
ГОБУЗ МОДРС
г. Мурманск


Отсутствие повседневных контактов с матерью, ощущение ее любви, своей нужности, желанности приводит к задержке эмоционального развития и неблагоприятно влияет на психическое здоровье детей. Основная задача воспитателя Дома ребенка – это обеспечение своевременного и полноценного физического и психического развития детей, подготовку их к жизни в обществе, облегчение им социальной адаптации. Возраст наших детей – конец 1 года, начало 2 года самый сензитивный период для начала развития сенсорно – познавательной активности, что является приоритетным направлением для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и так далее. Исходя из определения сенсорного развития, можно утверждать, что сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование развития у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Цель сенсорного воспитания в Доме ребенка – это создание оптимальных педагогических условий для успешного и полноценного накопления детьми сенсорного опыта, передача им многообразия сенсорных эталонов и способов обследования. В помощь для достижения целей мы ставим перед собой основные задачи:
- формирование у детей систем сенсорных эталонов;
- развитие восприятия;
- развитие мелкой моторики.

В ходе работы предполагается достижение следующих результатов:
- улучшение зрительно – моторной координации;
- развитие когнитивных навыков;
- развитие речи;
- развитие коммуникативных навыков.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметах. Однако, проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов. То есть, строится таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем легко усвоить общепринятые понятия. Сенсорное воспитание наиболее успешно осуществляется в условиях обучения, так как, осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок; его сенсорный опыт оказывается неосознанным, и ребенок недостаточно владеет умением анализирующего восприятия объектов. Вот почему вся работа с детьми в Доме ребенка строится строго индивидуально, с учетом рекомендаций психоневролога, педиатра, инструктора ЛФК, психолога и дефектолога, которые помогают решать не только общие, но и коррекционные задачи.

Основным условием правильного воспитания ребенка раннего возраста является обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует ребенок. Поэтому, мы уделяем большое внимание на организацию предметно – развивающей среды, при создании которой мы учитываем, что она должна быть функциональной, доступной и безопасной (см. Рис. 1).


Рис. 1

Игра – универсальный способ воспитания и обучения маленького ребенка. В раннем возрасте наглядно-действенный метод является ведущим, поэтому, организуя игры с детьми, мы стараемся учитывать следующую особенность: чем больше анализаторов участвует в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание, следовательно, выше качественный аспект сенсорного воспитания, развития обучения. На практических занятиях широко используется не только готовые дидактические пособия и игрушки, но и природный материал, а также предметы быта и ближайшего окружения: песок, галька, вода, снег, бобы, фасоль, каштаны, желуди, орехи, шишки, крупные пуговицы, разнообразные мелкие крышечки и пробки, крупные макаронные изделия (спиральки, бантики) и т. д. (см. Рис. 2).


Рис. 2

Развитие продуктивных видов деятельности, в том числе рисование – это базис воспитания и обучения ребенка раннего возраста в условиях Дома ребенка. Занятие изобразительной деятельностью, как ничто другое способно не только вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка, снять отрицательные эмоции во время болезни, при возбуждении или адаптации к новым условиям, но и также оказать воздействие практически на все системы и органы. Например, в процессе рисования красками, насыщенные яркие цветовые сочетания увеличивают функциональную активность правого полушария мозга и помогают ускорить обменные процессы в организме. Художественная деятельность в раннем возрасте также неотделима от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами, учится их сравнивать, сопоставлять, тем самым, познавая окружающее, обогащать свой личный опыт. На первый взгляд эта деятельность может показаться очень примитивной, но это полезное занятие для будущего, так как раннее и своевременное развитие кисти и пальцев рук уже на первом году жизни существенным образом влияет в дальнейшем на развитие речи, мышление ребенка, а значит и коммуникативности, легкости вхождения в коллектив детей и взрослых.

Обучение изобразительной деятельности детей, находящихся в специализированном Доме ребенка, имеют свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями воспитанников и различной структурой дефекта. Все занятия строго индивидуальны, так как биологически и фактический возраст ребенка, воспитывающегося в закрытом учреждении, не совпадают друг с другом. Чаще коррекционно – развивающая работа начинается с детьми 9 – 10 месяцев. Малыши воспринимают художественные занятия, как изучение чего-то нового или, как опыт чего-то необычного и интересного. Рисование пальцами – это классический опыт детского рисования, веселая и важная, осязаемая возможность для детей использовать свои руки, размазывать и растирать краски, создавая удивительные произведения с помощью ногтей, подушечек пальцев и ладоней. Так как большинство малышей стремятся попробовать все на зуб, на первых занятиях мы используем детский крем (зубную пасту), как самый гипоаллергенный продукт. В процессе работы с кремом (зубной пастой) ребенок размазывает его по ладошке, похлопывает, исследуя, таким образом, материал. Далее ребенку можно предложить “порисовать” на цветных панелях или на оргстекле, положив под него цветной лист бумаги. Когда малыш достаточно освоит работу с кремом (зубной пастой), его можно познакомить с новым материалом – краской. На первых занятиях малышу предлагается поиграть с разноцветными лужицами. После ряда аналогичных занятий, когда маленький художник уверенно работает с разноцветными лужицами, которые взрослый сам наносит на поверхность бумаги, задача перед малышом усложняется. Ребенку предлагается уже самостоятельно достать из баночки краску и нанести на бумагу. На первый взгляд здесь нет ничего сложного, но это не так. Перед ребенком стоит достаточно сложная задача, ведь нужно точно попасть пальчиком в баночку, чтобы потом оставить свой неповторимый след на бумаге. Таким образом, развивается зрительно – моторная координация. А путем многократного повторения, движения руки от краски к бумаге, ребенок начинает осознавать взаимосвязь между его действием и конечным результатом. Так устанавливается причинно – следственная связь. Ребенок начинает мыслить. В дальнейшем знакомим ребенка с новыми материалами и способами нанесения изображения: рисование восковыми мелками, карандашом, кистью, ватными палочками, печатание трафаретами. На этом этапе дети овладевают способом ритмического нанесения мазков и штрихов. Детям предлагается рисовать не только на цветной бумаге, на больших кусках обоев, но и на силуэтах, вырезанных из плотной бумаги или картона, изображающих предметы одежды, посуды и животных, дополнительно расширяя кругозор об окружающем мире (см. Рис. 3).




Рис. 3

Система спланированной работы по развитию сенсорной сферы дает уверенную положительную динамику в развитии когнитивных навыков наших детей, которая отображена в диаграмме (см. Рис. 4).

Рис. 4. Динамика в развитии когнитивных навыков у детей


зеленый - Положительная динамика
желтый - Слабоположительная динамика по отдельным параметрам развития.
красный - Отсутствие динамики

Следует отметить, что отсутствие динамики у детей с ОВЗ обусловлено наличием тяжёлого неврологического статуса, сопутствующих соматических заболеваний.

Использованная литература:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. -М.: Просвещение,1988.
2. Фрухт Э. Л. Программа воспитания обучения в доме ребенка. – М.: , 1987.
3. Серебрякова Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. - СПб.:Каро, 2005.
4. Демин Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста. - М.: Сфера, 2009.
5. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Центр ВЛАДОС, 2006.
6. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Карапуз-дидактика, 2009.
8. Маленькие ступеньки, программа Ассоциация Даун синдром университета Маккуэри Сидней. – М.: Институт общегуманитарных иследования, 2001.
9. Гмошинска М. В. Творчество с младенчества или художники в памперсах. – М.: Генжер, 2007.
10. Топалова Е. П. Художник с пеленок. – М.: Айрис пресс, 2004.
11. Мэри Энн Ф. Колль Первый рисуное. – М.: Поппури, 2004.
12. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 1988.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Обогащение знаний об окружающем мире (Иванова О.В.,Попова И.Е., ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: