[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование современных ИКТ (Ракова Е.Н., Лопская Р.Ю., ГОБУЗ МОДРС)
Использование современных ИКТ
earlyhelpДата: Пятница, 20.02.2015, 22:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОЛ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ракова Елена Николаевна, музыкальный руководитель
Лопская Роза Юрьевна, старший воспитатель
ГОБУЗ "МОДРС", г.Мурманск


Сегодня основными задачами в области образования являются реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей, начиная с раннего возраста. Кроме того, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. 

Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном.

Развитие детей с ОВЗ в условиях дома ребёнка имеет свои особенности. И, в первую очередь, последствия материнской депривации оказывают воздействие на эмоциональное состояние ребёнка. Задержка в развитии, нарушение коммуникативных функций и определяют коррекционную направленность образовательного процесса, использование особых методик и технологий. Двигательная активность и сенсорное восприятие помогают ребёнку знакомиться с окружающим миром, а речевая активность даёт возможность взаимодействия и общения. И непременным условием гармоничного развития малыша является яркий эмоциональный фон, чувственное восприятие окружающего мира.

Для того, чтобы воспитать (по требованиям ФГТ) физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Основные области применения ИКТ в работе педагогов дома ребёнка:
1. Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игровые средства.
2. ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми.
3. Разработка технологии с включением ИКТ которая базируется на комплексных (интегрированных) занятиях (досугах). Технология разрабатывается по какой-либо из образовательных областей (музыка, художественная литература, познание). Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей на основе ФГТ.
4. Использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка. Однако хочется отметить, что любая, даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить высококвалифицированного специалиста. Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал. Они не заменяют традиционные методы и технологии, а являются дополнительным рациональным и удобным источником информации, наглядности. 

В Мурманском областном доме ребенка была организована работа с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с использованием специального оборудования: интерактивный пол.
Интерактивный пол представляет собой напольную проекцию, которая мгновенно реагирует на движение человека, находящегося в зоне проекции.

В комплект оборудования входят: проектор, который проецирует картинку на поверхность пола, камера, которая улавливает движение в зоне проекции и компьютер, который принимает сигналы с камеры и передаёт на проектор изменённую картинку.

Использование компьютерных технологий и 3D графики дают возможность создавать яркие изображения, а дополнительные эффекты, звуковое оформление и воспроизведение движения объектов позволяют сделать изображение более реальным. Преимуществом такого оборудования является возможность свободного движения ребёнка в зоне проекции. Именно реальная картинка, знакомые объекты, необычность ситуации привлекают внимание ребёнка, создают атмосферу игрового интереса, вызывают яркие эмоции.



Преимущества интерактивного пола показали (раскрыли) возможности использования такого оборудования как комплексного воздействия в коррекционной работе с детьми раннего возраста.

Интерактивный пол действительно является мощным мотиватором, стимулирующим процесс обучения и общения и способствует решению задач широкого спектра.

Важно отметить, что интерактивный пол создавался как элемент дизайна для оформления интерьеров, как объект рекламы. Но его использование сразу показало, какой интерес и отклик он вызывает у детей. Заинтересованность производителей проявилась в создании проекций, имеющих детскую тематику, игровых проекций с возможностью управления, анимационных проекций. Но самой методики использования интерактивного пола в работе с детьми пока разработано не было.

Именно на таком этапе произошло наше первое знакомство с оборудованием. Яркие живые картинки, которые необычно расположены на полу понравились и взрослым и детям. Но сразу стало понятно, что свободное взаимодействие детей может приводить к появлению стереотипности движений и действий, эмоциональному перевозбуждению, очень быстрой потерей интереса с переключением внимания на посторонние объекты. Исходя из этого, нами была создана система использования интерактивного пола, включающая принципы, направления, планирование.

На первом этапе был проведён отбор проекций, которые объединились в комплекс для одного занятия. Здесь учитывались тематика, доступность восприятия, чередование двигательных и расслабляющих проекций. Организация занятий определяла участие малой подгруппы, с подбором детей одного уровня развития для корректировки длительности, нагрузки, сложности заданий, количества проекций.

Условия проведения занятий были обусловлены тем, что оборудование было стационарно установлено в музыкальном зале. Преимуществом стало значительное свободное пространство, а, значит, быстрая подготовка к использованию.

Одной из составных частей комплекса интерактивный пол является компьютер. Именно специальная программа содержит набор проекций, которые передаются на проектор, а сигналы, которые воспринимает камера, обрабатываются и снова поступают на проектор, меняя картинку. Наличие компьютера дает возможность регулирования технических возможностей и параметров. Так при подготовке к занятию заранее комплектуется набор и последовательность проекций. Устанавливается длительность воспроизведения, регулируется яркость, скорость движения объектов, громкость звукового оформления. Кроме того, компьютерное оснащение дает возможность вносить изменения в существующие проекции, меняя фон или картинки.

Организуя работу с детьми раннего возраста в условиях дома ребёнка с использованием системы интерактивный пол, сразу обозначились два главных направления.

Во-первых, это воздействие и коррекция развития эмоционально-личностных качеств ребёнка. И для каждого малыша это особая направленность:
- яркие эмоциональные впечатления с возможностью самовыражения;
- регулирование процесса возбуждения и расслабления;
- реализация потребности взаимодействия и общения;
- развитие познавательных навыков и творческих способностей.

Во-вторых, это стимулирование двигательной активности.

Действительно, всё занятие предусматривает передвижение ребёнка в зоне проекции, использование и тренировку всех двигательных навыков, что создаёт нагрузку, сопоставимую со значением физкультурного занятия.

Но несомненным преимуществом использования интерактивного пола, особенно в работе с детьми раннего возраста с ОВЗ является эмоциональный фон, создаваемый реальными изображениями, стимулирующий детей к действиям и движениям. А так же живые картинки побуждают детей воспроизводить движения не по схеме, а по личной мотивации, что делает их спонтанными. Достигая цели, ребёнок принимает необычные позы, пользуется всеми возможностями своего тела, что в любой другой ситуации, особенно для маленького ребёнка, было бы невозможно.



Творческий подход к использованию интерактивного пола раскрыл для нас новые возможности. Так, стало понятно, что используя фон и объекты изображения, мы можем планировать и включать дидактические задания. Это помогает не только поддерживать интерес ребёнка, переключая его внимание, но, самое главное, воздействует на интеллектуальное развитие.

И здесь очень важным и гармоничным стало использование дополнительных атрибутов. В первую очередь это обусловлено особенностью восприятия детей раннего возраста. Кроме того, использование атрибутов значительно обогащает развитие сенсорного восприятия. Конечно, к подбору атрибутов пришлось подойти с особым вниманием. Они не должны создавать опасности в передвижении, должны быть хорошо различимы, не создавать шума, гармонично соответствовать проекции. Очень удачным примером стало использование воздушных шаров. Для проекции «Рыбки в пруду» из шаров-трубочек мы готовим сачки. Замахиваясь, опуская сачок на рыбку, подтягивая петлёй рыбку-игрушку, ребёнок выполняет разнообразные движения. А в тематическом занятии «На зимней полянке» лопаточкой-рукавичкой из поролона ребёнок не даёт упасть белому шарику-снежинке.



В результате такого подхода и подготовки в нашем доме ребёнка в системе организована работа с использованием интерактивного пола. С 2013 года она охватывает всех детей 3-го и 4-го года жизни. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия от 15 до 25 минут обусловлена индивидуальными особенностями ребёнка. Проводит работу музыкальный руководитель в сотрудничестве с педагоами-специалистами.

В планирование включены тематические занятия «Цветы», «Бабочки», «На зимней полянке», «Рыбки», «Весёлые мячики» и т.д. Каждое занятие включает 4-5 проекций. Занятие повторяется с элементами усложнения и новыми игровыми заданиями в течение 6 недель.

Использование интерактивного пола в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет:
- активизировать познавательный интерес, развивать познавательные навыки, творческие способности, эмоциональную сферу;
- выработать уверенность пространственного движения;
- стимулировать речевую активность, предоставить возможность общения и взаимодействия в разных ситуациях;
- обеспечить наглядность, которая в совокупности с использованием предметов способствует восприятию и лучшему запоминанию материала;
- одновременно использовать графическую и аудиовизуальную информацию, что обеспечивает полисенсорное восприятие материала;
- активизировать зрительные функции, глазомерные возможности ребенка;
- демонстрировать различные объекты в многократно увеличенном виде;
- создавать атмосферу успешности для каждого ребёнка, поощряя уверенность и инициативу в самостоятельных проявлениях детей;
- способствовать общему развитию, используя двигательные упражнения, дидактические игры и задания;
- обогащать представления детей об окружающем мире, используя проекции, приближенные к реальности, преодолевая влияние пребывания в закрытом учреждении.

Анализируя результаты работы с 2013 года, можно сделать вывод, что использование ИКТ дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающую работу педагогов дома ребёнка и повысить её эффективность, а также служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которая ведет к росту их достижений, ключевых компетентностей. 

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

Список использованной литературы:

1. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003 
3. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6
4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. “Новые информационные технологии в дошкольном детстве”. М, Сфера, 2008.
5. Кочергина Г.Д., Оценка эффективности использования мультимедийных презентаций в педагогическом процессе http: //rrrc.roslobr.ru/
6. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
7. http://festival.1september.ru/articles/649942/
8. http://nsportal.ru/detskiy....logiy-v
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование современных ИКТ (Ракова Е.Н., Лопская Р.Ю., ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: