[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Вариативные подходы к использованию элементов песочной терап (Ухалова Л.М.,Петрушенкова С.В.,Лопская Р.Ю., ГОБУЗ МОДРС)
Вариативные подходы к использованию элементов песочной терап
earlyhelpДата: Пятница, 20.02.2015, 21:40 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ВАРИАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Ухалова Лариса Михайловна, учитель-логопед
Петрушенкова Светлана Валерьевна, педагог-психолог
Лопская Роза Юрьевна, старший воспитатель
ГОБУЗ «Мурманский областной дом ребенка
специализированный для детей
с поражением центральной нервной системы
с нарушением психики».


В настоящее время стратегической целью государственной политики в области образования является создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

С учётом политики государства в области образования, с целью совершенствования многопрофильной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, находящимся в Мурманском доме ребёнка, нами были внедрены новые формы коррекционно-развивающей работы.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов, дефектологов - к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Это не случайно, т.к. игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних пор. Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному.

Положительное влияние игр с песком:
1. Развиваются:
- тактильная чувствительность;
- мелкая моторика;
- познавательные функции;
- предметно-игровая деятельность;
- коммуникативные навыки и речь.
2. Повышается мотивация к занятиям.
3. Ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций.
4. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком.
5. Происходит снижение психического напряжения, уровня тревожности.
6. Игры дают возможность проиграть психотравмирующую ситуацию, освоить позитивные способы поведения.
7. Формируется произвольность действий, саморегуляция.

Элементы песочной терапии, различные варианты игр с песком, используются как воспитателями, так и специалистами ГОБУЗ "МОДРС". Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога строится в соответствии с возрастными особенностями, уровнем физического и психологического развития детей. В зависимости от поставленных перед психологом задач в каждом конкретном случае, разрабатывается серия занятий, целью которых является как гармонизация психо-эмоционального состояния ребенка, так и общее развитие. «Художественное самовыражение» в играх с песком используется в работе с детьми с целью профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы, снижения негативного влияния материнской, эмоциональной и сенсорной депривации, средство, способствующее духовно-нравственному и физическому оздоровлению (примеры игр-занятий на фото в Приложении 1).

Общая структура занятий:
1. Ритуал вхождения в занятие (песочные часы).
2. Новое упражнение (в соответствии с задачами занятия).
3. Релаксационное упражнение и/или свободная игра.
4. Ритуал выхода из песочного мира.

Используемое оборудование:
1) Световой песочный стол
2) Стол для игры в песок
Наборы игрового материала:
- миниатюрные игрушки;
- формочки;
- лопатки, кисточки, сита, воронки;
- бросовый материал;
- ламинированные картинки.
3) Кинетический песок
Состав: кварцевый песок (98%), нетоксичный связующий полимер (2%).
Производитель: Швеция.
Особенности:
- не пачкается;
- не сохнет;
- не боится воды;
- не токсичен;
- легко собирается с поверхности.
4) Живой песок
Состав: мелкий песок; дробленый ракушечник; масла органического происхождения (90% веществ используются в производстве натуральной косметики).
Благодаря особому составу, он одновременно и липкий, и сыпучий, поэтому он хорошо держит форму, но легко рассыпается для новых экспериментов. Благодаря входящим в его состав маслам, он мягкий и нежный, и вызывает только самые приятные тактильные ощущения, достаточно вязкий, чтобы даже дети могли лепить из него любые фигурки. В то же время он может сыпаться сквозь пальцы.

Правила игры с песком:
1. Нельзя выбрасывать песок!
2. Нельзя брать песок в рот!
3. Поиграл с песком – вытри руки и покажи чистые ладошки зеркалу!

В работе учителя-логопеда дома ребёнка применение элементов песочной терапии также актуально.

Результаты обследования показывают, что речь детей третьего-четвертого года жизни, воспитывающихся в доме ребенка, состоит из простых предложений чаще однословных, реже двухсловных. В активном словаре обиходно-разговорные слова, часто употребляемые в неточном значении. Нет словоизменения. Дети не могут повторить фразу из 4 слов. На сюжетной картинке перечисляют знакомые предметы или называют одно действие.

По системе поэтапного коррекционного преодоления ОНР Н.С.Жуковой, Е.М.Мастюковой, Т.Б.Филичевой речь воспитанников наших старших групп примерно соответствует 4 этапу формирования устной речи при ее недоразвитии. На этом этапе основные задачи: формировать фразовую речь состоящую из простых распространенных предложений; учить отвечать на вопросы и задавать их самим; уметь рассказать простой сюжет картинки.

Чтобы реализовать поставленные задачи в летний период учитель-логопед использует элементы технологии «песочная терапия». Основной элемент – создание при помощи формочек совместно с детьми сюжетных картинок из песка. В квадрате создается композиция на определенную тему, от простого сюжета к более сложному.

Дети младшего дошкольного возраста все познают через предметную деятельность. Активная речь гораздо быстрее формируется в деятельности.

Разработанная учителем-логопедом серия занятий рассчитана на детей четвертого года жизни. Занятия проводятся малой подгруппой из двух человек. Комплекс рассчитан на три летних месяца. В проекте участвуют дети, которые уже научились целенаправленно использовать формочки, совки, ведерки. Предварительную работу проводят воспитатели. Знакомят малышей со свойствами песка, учат насыпать сырой песок в кучки, рыть ямки, канавки, разглаживать совком неровности на песке, насыпать совочком песок в ведерко или формочку, «печь пироги» из песка с помощью формочки. Игры с песком проводятся в течение лета во время почти каждой прогулки. В норме могут участвовать дети с полутора лет.

Основные задачи проекта "Песочная картинка":

1. Научить детей грамматически правильно строить предложения из 2-4 слов; первоначальному словоизменению некоторых существительных и глаголов.
2. Научить детей видеть сюжет картинки, т.е узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия.
3. Учить отвечать на вопросы по содержанию картинок в соответствии возможностей детей (односложно или развернуто).
4. Развивать пространственные представления, умения отображать в речи с помощью предлогов (на, под, над) и слов «вверху», «внизу» местонахождение предмета.
5. Закреплять представления об окружающем мире.
6. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.
7. Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом.

Условия организации занятий в песочнице.

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
3. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

Структура занятия.

Песочная игра строится в зависимости от целей и задач занятия, с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся и с подгруппой детей (2-3 человека), и индивидуально. Задания усложняются или упрощаются в зависимости от проблем или успехов детей. Продолжительность одного занятия для ребёнка составляет от 10 до 20 минут:
1. Демонстрация песочницы, коллекции формочек
2. Правила игр на песке, инструкции, формулировка темы занятия.
3. Построение песочной картины (занятие).
4. Вопросы по сюжету песочной картины (итоги, выводы).
5. Динамическое упражнение (речь с движением, подвижная игра).
В конце занятия формочки отдаются детям в свободную деятельность.

Темы занятий совпадают с сюжетом «картинки»:
- Цветы и бабочки.
- Автомобили на дороге.
- Плывет-плывет кораблик.
- Паровозик.
- Веселые человечки.
- Лесные жители.

Примерные рассказы и вопросы к ним.

Цветы и бабочки.
Внизу полянка. На поляне растут цветы и ягоды. Вверху в небе летают бабочки и стрекозы. Одна красивая бабочка села на цветок.
Вопросы:
Что растет внизу? Где растут цветы (ягоды)? Что еще растет внизу?
Кто летает вверху? Где летают бабочки?
Куда села красивая бабочка?
Усложнение: Сколько цветов, давайте посчитаем?
Посчитаем сколько бабочек на нашей картинке.
Динамическая пауза.
I. Пальчиковая игра «Цветы»
II. Речь с движением «Бабочки».

Автомобили на дороге.
Внизу дорога. По дороге едут машины. Машины большие и маленькие едут друг за другом. За дорогой лес. В лесу много деревьев. Машины едут мимо леса и гудят: «би-би-би».
Динамическая пауза: подвижная игра «Воробышки и автомобиль».

Анализируя результаты работы за 2013, 2014гг., можно сделать вывод, что применение элементов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в доме ребёнка, способствует обогащению словарного запаса, развитию связной речи, воображения, формированию ориентировки в пространстве, гармонизации психо-эмоционального состояния, снижению негативного влияния материнской, эмоциональной и сенсорной депривации.

Песочная терапия является таким методом, который позволяет повысить адаптационные возможности ребенка, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, стимулирует познавательное развитие, что в сумме является предпосылками к будущей позитивной социализации и интеграции в общество пока ещё очень маленького человечка.

Литература.

1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. /под ред. С.Л. Новоселовой. // М.,«Просвещение»,1985
2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: сценарий занятий с детьми 3-4 лет.- М.: Сфера,2004г.
3. По лесенке. Сайт о детях для родителей/ Игры и упражнения в песочнице// polesenke.ru
4. Развиваем речь и пространственное мышление у детей 3-4 лет./С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина//Ярославль: Академия развития, 2007.- 64с.:ил.(Уроки для дошколят).

Приложение 1.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Вариативные подходы к использованию элементов песочной терап (Ухалова Л.М.,Петрушенкова С.В.,Лопская Р.Ю., ГОБУЗ МОДРС)
Страница 1 из 11
Поиск: