[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста (Гирба Н.Н.,Цветкова М.А., ГОБУЗ МОДРС, г.Мурманск)
Педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста
earlyhelpДата: Пятница, 20.02.2015, 20:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА


Гирба Наталья Николаевна
Цветкова Маргарита Анатольевна
воспитатели
ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск


Вопросы системы оказания ранней педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время являются чрезвычайно актуальными. Это обусловлено в первую очередь ростом численности новорожденных с проблемами здоровья.

Работа воспитателя в Доме ребёнка отличается от работы воспитателя ДОУ своей спецификой. В наше учреждение поступают дети с рождения до 4-х лет, в основном это дети с патологией в развитии. Большинство воспитанников дома ребенка имеют отягощенный социально-биологический анамнез. Скудность анамнестических данных не позволяет в полной мере оценить генетический «груз», поступающих в наше учреждение детей. В последние годы увеличилось количество детей, поступающих на воспитание от матерей, страдающих ВИЧ инфекциями, инфекциями передающимися половым путем, что является медицинской и социальной проблемой, поскольку требует верификации диагноза внутриутробной инфекции и дифференцированного подхода к ведению таких детей.

В этом возрасте важно своевременно и правильно закладывать основы полноценного здоровья и развития ребёнка. Различные функции и системы детского организма в период от рождения до года отличаются разной степенью зрелости и формируются в разные сроки. Соответственно, отличаются и задачи развития и воспитания малыша. Они определяются физическим, психическим, а также возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка.

Перед нами стоит задача – обеспечить полноценное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обществе, облегчить им социальную адаптацию. У наших детей, как правило, преобладают врождённые рефлексы, не сформированы зрительные и слуховые реакции, эмоции, общие движения и движения руки, действия с предметами, подготовительные этапы развития понимания речи и активной речи, навыки и умения в режимных процессах. В решении этих проблем особая роль принадлежит взрослым. Поэтому, большое значение в деятельности педагога имеют правильно подобранные технологии коррекционно-развивающей работы.

В своей деятельности мы активно используем элементы здоровьесберегающих технологий, главная задача которых - охрана жизни и здоровья детей.

Таблица 1.Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии детей с ОВЗ

С введением ФГОС становится актуальным развитие детей в разных видах деятельности в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Исходя из пункта 2.7. ФГОС:

В младенческом возрасте (2месяца-1год) - это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.

В раннем возрасте (1год-3года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Считаем, что для маленького ребёнка игровая деятельность имеет огромную ценность: через игру ребёнок познаёт окружающий мир, воспитываются такие качества как ловкость, подвижность, жизнерадостность. Ценность игровой деятельности состоит в том, что она влияет на развитие психических процессов от самых простых до самых сложных. Маленький ребёнок мыслит формами, звуками, ощущениями. Особое внимание уделяем играм на обогащение сенсомоторного опыта: играм с орудийными предметами, крупой, тестом, бумагой, водой, песком.

Игры, прежде всего, носят обучающий характер, и работу с песком следует начинать со знакомства с тактильными ощущениями, появляющимися при взаимодействии с ним. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, колючее – гладкое и т.д. А потом взрослый предлагает, показывает, и вместе с детьми выполняет следующие задания: поскользить ладонями по поверхности песка, перевернуть руки ладонями вверх, поскользить ребром ладони, пройтись ладошками по дорожкам, создавать отпечатки ладоней, кулачков, шагать каждым пальчиком поочередно, создавать загадочные следы, пройтись по поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочередно правой и левой рукой, после одновременно.

С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий педагога в песочнице с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Их использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения.

В работе с сыпучими материалами берем различные крупы: манную, гречневую, перловую, горох, а также фасоль, пшено.
С детьми раннего возраста используем приём новизны, разнообразие заданий и игрового материала, элементы неожиданности, присутствие на занятиях игрового персонажа, поощрения, поддержку и т.д.

Таблица 2. Экспериментирование с материалами и веществами

В работе с пластилином, тестом применяем следующие приёмы:
разминание, отщипывание, шлёпанье, сплющивание, скатывание (формирование шариков), надавливание, размазывание, раскатывание (формирование «колбаски»). Начинать нужно с основных цветов: желтого, красного, синего. При работе с цветовой гаммой, у детей накапливается сенсорный опыт.

Для занятия «Баранки для куклы» тесто окрашивали в жёлтый цвет. Для этого использовали пряность - куркуму. Если добавить сок свеклы, то тесто получается с красным оттенком. Для окрашивания теста можно использовать какао-порошок или растворимый кофе, а также натуральные красители.

Игры с водой. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает приятные ощущения, развивает различные рецепторы, предоставляет практически неограниченные возможности развития познавательной активности. Ценность технологии заключается в том, что игры с водой один из самых приятных способов обучения. Это дает возможность использовать эту технологию для познавательно, речевого развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, при трудностях с адаптацией.

Ранний возраст детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется особенностями, которые выражаются в отставании развития сенсорной системы, предметной и речевой деятельности, двигательной сферы, задержке эмоционально-личностного общения. Наличие этих нарушений обусловливает необходимость включения ребенка с ОВЗ в раннем возрасте в мир художественной культуры, поскольку искусство в той или иной степени может обеспечить коррекцию недостатков развития и формирования личности. С этой целью используем элементы арт – терапии, как метода познания окружающей действительности.

В своей работе активно используем:

Сказкотерапия. Сказки в педагогической работе использовались издавна. Использование сказки в раннем возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, животных. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.

Игротерапия – воздействие на детей с использованием игр. Игра имеет сильное влияние на развитие личности ребенка, способствует развитию общения, коммуникации, созданию близких отношений, повышает самооценку. В игре формируется произвольное поведение ребенка, его социализация.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Таким образом, использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, способствует повышению уровня нервно- психического развития, коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер, межличностных отношений, снятию эмоционального напряжения.

Использованные источники:

1. Галанов А.С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от рождения до года» М., 2001г.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку» СПб.- 2000г.
3. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1 - 3 лет» М., 2009г. 
4. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем» М., 2010г.
5. Приходько О.Г. «Дети с двигательными нарушениями» М., 2004г.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста (Гирба Н.Н.,Цветкова М.А., ГОБУЗ МОДРС, г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: