[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Проект «Волшебная сила искусства» (Тихомирова Н.А.,Зарембовская З.Д.,Сапон С.А.,ГОБУЗ МОДРС)
Проект «Волшебная сила искусства»
earlyhelpДата: Пятница, 20.02.2015, 20:30 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПРОЕКТ «ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА» КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Воспитатели
Тихомирова Надежда Алексеевна,
Зарембовская Зоя Дмитриевна,
Учитель-дефектолог
Сапон Светлана Алексеевна,
ГОБУЗ МОДРС г. Мурманск


В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость более раннего оказания специальной помощи детям с особыми потребностями, включения их в программы ранней помощи. Особенно актуальным это становится в работе с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, которые проживают в доме ребёнка.

Проект «Волшебная сила искусства» направлен на компенсацию различных отклонений в развитии детей раннего возраста c использованием средств художественно-эстетического воздействия.
Именно элементы театрализованной деятельности, художественное слово и музыка, способны вызывать яркий эмоциональный отклик у детей раннего возраста, создавать эмоциональный фон, помогающий детям реализовать свои потребности в общении с окружающим миром. А в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, это становится непременным условием организации коррекционной деятельности.

Актуальность проблемы:
- преодоление негативного воздействия условий закрытого учреждения на развитие детей раннего возраста;
- коррекционная помощь детям, имеющим нарушения в развитии;
- социальная адаптация детей раннего возраста в условиях дома ребёнка;
- создание условий для формирования позитивного отношения к окружающему.

Такие проблемы вызваны большей частью недостатком опыта взаимодействия детей раннего возраста в условиях дома ребёнка с окружающим миром. Именно поэтому проект "Волшебная сила искусства" направлен на обогащение впечатлений о событиях и явлениях окружающей жизни. А, самое главное, в играх и совместной деятельности даёт возможность каждому ребёнку не только познакомиться, но и реализовать свои интересы и возможности в различных бытовых и игровых ситуациях.

Условия организации:
- взаимодействие специалистов: педагоги группы и музыкальный руководитель;
- комплексное планирование с учётом возрастных и физиологических особенностей детей 3-го года жизни;
- использование элементов коррекционных технологий;
- создание «ситуации успеха» для каждого ребёнка в процессе игровых действий.

Планирование работы обозначило 4 направления:
1. «В гостях у сказки».
2. «Творческая мастерская».
3. «Прекрасный образ» - ряжение.
4. «Мир контрастов».

Каждое из направлений курирует один из педагогов группы.

Комплексное планирование включает тематику, содержание, организацию работы с детьми.

Организация в основном представляет собой совместную деятельность, в которой участвуют воспитатель, музыкальный руководитель и воспитанники группы. Причём совместное участие педагогов даёт широкие возможности. Как для демонстрации различных вариантов, что помогает привлекать внимание и удерживать интерес детей, так и для организации помощи в сотрудничестве с детьми, что даёт возможность индивидуального подхода с учётом возможностей каждого ребёнка.

Особое внимание было отведено использованию игрового оборудования, демонстрационного материала, что помогало создавать естественные условия совместной деятельности, обогащать сенсорный опыт детей, расширять их представления об окружающем.

Уже с первых встреч стало понятно, что такая работа вызывает у детей большой интерес, необычные яркие эмоции. Самостоятельное участие требовало от детей не только применения уже имеющихся навыков, но и проявления целеустремлённости, настойчивости, инициативности.

Важным было то, что дети преображали полученные знания, используя их в повседневной жизни, в отношениях со сверстниками, в свободных играх.

Такие попытки содержали в основном копирование действий, но это были личные проявления, а, значит, помогали ребёнку осознать свои желания, создавать свои отношения с окружающим миром.

«В гостях у сказки»

Направленность:
Приобщение детей к познанию окружающего мира посредством использования сказки.

Использование сказки способствует:
- снятию эмоционально-мышечного напряжения;
- снижению импульсивности и тревоги;
- развитие коммуникативных качеств.

Дети, воспитывающиеся в условиях закрытых учреждений, реже смеются, движения их скованны и маловыразительны, ограничен словарный запас, эмоциональные проявления бедны, невыразительны. Наблюдается менее точное различение эмоций взрослого, слабое дифференцирование положительных и отрицательных эмоциональных воздействий.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, вызывают разнообразные эмоции. Проект «В гостях у сказки» состоит из разделов, проводится в форме развлечения, как дополнение к основным занятиям.

В разделе «Театр игрушки» подбор потешек и стихов разной эмоциональной окраски происходит по названию игрушки. Игрушки используем с одним названием, но разные по фактуре, внешнему виду, это способствует тому что, дети долго не утомляются, особенно легче удерживается внимание гиперактивных детей. При общении с игрушками делается акцент не на знакомство с их строением и функцией, как на занятиях, а на эмоционально - чувственное переживание. Такие действия с игрушкой, как укачивание поглаживание, напевание песенки, дети переносят в игру, делая это с мамой, а поскольку наши дети этого лишены, то на этих развлечениях мы пытаемся это продемонстрировать на игрушках.

В разделе «Кукольный театр» используем русские народные сказки. Сказка – самое эффективное средство общения с детьми, в ней собраны всевозможные жизненные ситуации и способы их решения. Через сказку малыш, окружающий мир которого ограничен, получает свои первые представления о добре, зле, дружбе, и в доступной форме объясняет малышу, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

У наших детей существует недостаточность развития высших эмоций - радости, горя, сопереживания. Сказка способствует развитию эмоциональной сферы детей. Эмоциональный фон, который создается при чтении, смена голосов, персонажей, отражение в лице ведущего эмоциональных состояний способствует тому, что ребенок бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые испытывает при прослушивании. Сказка с одной стороны, вовлекает ребенка в мир переживаний, а с другой стороны сохраняет способность видеть происходящее «извне». Используем схему «вижу – слышу – действую» т.е. проведение театрализованного представления с вовлечением маленького зрителя в процесс действия. Через игрушку ребенок проявляет те эмоции, которые по каким-либо причинам не может себе позволить. По ходу действия задаем малышу вопросы, просим помощи, предлагаем в конце игрушки, которые использовались в представлении. Тем самым подкрепляем полученный опыт. Благодаря этому, у детей идет эмоциональный отклик на происходящее событие.

Еще один момент в работе - это использование « ритуала вхождения». На стол ставим «волшебную лампу», которая горит на протяжении всего действия. В домашних условиях мама вечером рассказывает сказку, включая настольную лампу. И ребенок уже привыкает к этому ритуалу. В нашем случае дети тоже начинают ассоциировать лампу со сказками.

«Творческая мастерская»

Направленность:
Расширение возможности социальной адаптации детей раннего возраста посредством использования бытовых ситуаций в игровой форме.

«Творческая мастерская» реализуется с помощью:
- знакомство с бытовыми ситуациями;
- использование нетрадиционных форм;
- воздействия на личностные качества и навыки взаимодействия в коллективе.

На протяжении 4-х недель каждого месяца мы использовали различные игры-упражнения: "Макияж", "Цветные лоскуты", " Игры с водой", "Бытовой и природный материал".

Макияж это своего рода игровая терапия, с помощью которой можно помочь ребенку. Замкнутого ребенка раскрепостить, нарисовав на его лице улыбку, гиперактивного малыша наоборот успокоить, придав ему грустный образ. Можно нарисовать на лице мордочку кошечки, собачки и попросить ребенка помяукать или зарычать как собачка.

С помощью цветных лоскутков развиваем творческие способности ребенка. В первой игре знакомим с «Волшебным сундучком», в котором находятся лоскутки различного размера, цвета и фактуры. С лоскутками можно поиграть, собрав из них какой-либо предмет: солнышко, кораблик, паровозик.

Игры с водой развивают координацию движения рук, развивают зрительно-двигательную реакцию, знакомят с качеством и свойством.

Природный материал - расширяет представление об окружающем мире.

Упаковка - различного цвета бумага, в которую можно завернуть предмет и подарить другу, а развернув увидеть что там; игра с бумагой - самолетики, лодочки, шапочки; игры с бусинками разных цветов и геометрических форм, бусами.

Дети  овладевают социально - бытовыми навыками наблюдая за поведением взрослых и других детей дома, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая маме или отцу в домашних делах, подражая им и действуя путем проб и ошибок. У детей в Детском доме таких возможностей мало. Отстаивая свою самостоятельность, стремясь поскорее добиться желаемого результата или похвалы близких, он осваивает навыки самообслуживания, стараясь сделать все сам, сделать лучше, часто настойчиво просит взрослого показать ему необходимую операцию. Наша задача: показать, дать ребенку самостоятельно попробовать свои силы, самоутвердиться и получить похвалу со стороны взрослого. Этот проект помогает нам уделить больше внимания в этой сфере.

В своих игровых упражнениях мы знакомим детей с шитьем, показывая то, что фартучек можно сшить и надеть, как и многие другие вещи; как ухаживать и играть с куклой (гигиенические навыки).

Формирование этих навыков способствует процессу социализации ребенка, то есть вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. Дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т.д. У них развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.  Особенно важную роль приобретает взаимодействие с взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. 

«Прекрасный образ» - ряжение

Направленность:
Создание условий для формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка через элементы театрализованной игры.
Особенности направления:
- возможность самостоятельного выбора;
- создание «ситуации успеха»;
- формирование навыка творческого сотрудничества.

«Прекрасный образ» - само название, предполагает, что это игры с переодеванием, изменением внешности и в некоторых случаях и поведения. И это действительно так – это игры по созданию образов с элементами ряженья и грима. Фантазия, придумывания новых образов, подражание очень важно для интеллектуального развития ребенка. Творчество очень полезно для гармоничного развития ребенка, оно помогает ему проявлять эмоции, а также заниматься самовыражением.

Цель этих игр - развитие творческой активности детей, расширение опыта ребенка через новые формы взаимодействия со взрослым.

В играх с элементами ряженья и переодевания ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности, имитируя образы животных, людей, импровизируя и разыгрывая сюжет без предварительной подготовки. В этих играх взрослые стараются не навязывать ни каких правил, а стремятся просто увлеченно совместно с детьми творить и выдумывать. Это своего рода открытие новой позиции взаимодействия «на равных» между ребенком и взрослым.

Дети в играх с перевоплощением учатся самостоятельно делать выбор, что особенно важно для детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. В самом начале цикла занятий у малышей в выборе образа и атрибутов прослеживался некий стереотип: если выступал ребенок на празднике в костюме зайчика, то этот же костюм и выбирал в следующий раз, а затем дети стали более раскрепощенными, старались подражать разным животным, порой даже в костюмах присутствовали элементы нескольких животных. Через подражание и взаимодействие малыш открывает для себя окружающий мир. Ребенок не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире.

Малыш играя подражает и тем самым общается и взаимодействует со взрослыми и детьми. При проведении игры взрослые включали свои актёрские способности, старались выразительно проговаривать стихи и проигрывать сценки с соответствующими интонациями и мимикой. У детей была возможность увидеть контрастных героев (кошка и мышка, солнышко и тучка).

В результате, в процессе ряжения и обыгрывания, малыши стали более общительны, эмоционально отзывчивы, более охотно принимали участие в играх с имитацией движения животных и птиц, подражанием их голосам, дети стали соотносить слова с движениями. Все эти игры ориентированы на развитие различной активности ребенка и формируют умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

«Мир конрастов»

Направленность:
Формирование навыков взаимодействия с окружающим миром детей раннего возраста на основе эмоционально-личностных проявлений с использованием сенсорных эталонов.

Использование «Мира контрастов» способствует развитию восприятия и формированию представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

«Мир контрастов» очень велик и многообразен. Приобщение детей осуществляется в процессе игровых действий с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком и водой, дети познают их свойства, осваивают исследовательские действия, находят сходство и различие предметов по свойствам. Играя с мозаикой и конструктором, дети овладевают умением выделять в предмете сразу два свойства: цвет и размер. 

С помощью музыки учатся плавности движений, расслаблению, ощущению своего тела в пространстве.

Использованная литература:

1. Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Учим общаться детей раннего возраста. М. 2013г.
2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. Под редакцией Е. А. Стребелевой, ГА Мишиной. 2006г.
3. Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. Занятия с детьми, имеющими
4. проблемы познавательного и речевого развития.СПб., 2011г.
5. Т,Д, Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. СПб., 1998г.
6. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. СПб. , 2001г.
7. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000г.
8. Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапию.. СПб. 2006г.
9. Э.Г. Пилюгина. Сенсорные способности малыша. Москва. 2005г.
10. М.Д. Маханева, С.В. Рещикова. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. Москва. 2005г.
11. Развивающие занятия для детей от 1 до 3 лет. Москва. 2014г.
12. Д.Н. Колпина. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Москва.2014г.
13. Ю.А. Афонькина. Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора. Мурманск, 2009г.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Проект «Волшебная сила искусства» (Тихомирова Н.А.,Зарембовская З.Д.,Сапон С.А.,ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: