[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Совершенствование мелкой моторики (световой песочный стол) (Богомолова Ю.В.,учитель-дефектолог ГОБУЗ МОДРС,г.Мурмаснк)
Совершенствование мелкой моторики (световой песочный стол)
earlyhelpДата: Четверг, 19.02.2015, 16:44 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕТОВОГО ПЕСОЧНОГО СТОЛА


Богомолова Юлия Владимировна
учитель-дефектолог
ГОБУЗ МОДРС
г. Мурманск


В последнее время в коррекционной работе все чаще стали применяться методы работы с неструктурированным материалом. Примером является песочная терапия, которая продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди дефектологов, педагогов и воспитателей.

Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, ощущаем ли мы комфорт при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с помощью которых познается окружающий мир.

Впервые идея песочной терапии появилась в конце 1920 года и была предложена английским педиатром М.Ловенфельд. Игры с песком использовались М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом и другими педагогами. Теоретико-методологическую основу данной техники представила Д.Каллф (сторонница юнгианства), ввела новый термин «пескотерапия». Она уточняла, что песочные композиции не должны интерпретироваться, а также предложила правила проведения пескотерапии как для детей, так и для взрослых. Ж. де Доменико в 1960-х гг. пересмотрела правила проведения сеанса пескотерапии, затем применила данный метод при работе с парами, семьями и группами. Предложила разнообразить форму и размеры подносов с песком, начала внедрять в технику теоретические положения К. Роджерса и А. Маслоу (безоценочное отношение, конгруентность (открытость), эмпатия). Далее последовало новое название метода терапии «sand-tray-World play», что говорит о том, что психолог, как исследователь, то есть он должен идти за клиентом, открывать что-то новое вместе.

В 1995 году в Сан-Франциско проведена конференция, по итогам которой было принято решение о существовании двух основных форм пескотерапии:
1.Sand play - классическая юнгианская (Юнг).
2.Sand play - модификация метода: сказки на песке, дидактические программы, медитация на песке, реабилитационные программы и т.д., то есть всё то, к чему стремится мировая тенденция.

Корни этого метода исходят из юнгианского психоанализа, поэтому часто этот метод называют юнгианской песочной терапией.

Песок – это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь, он служит прекрасной основой для различных фигурок, которые можно передвинуть или заменить. При этом можно использовать разнообразные игрушки, имеющие символический смысл. Фигурки можно закапывать в песок, можно передвигать их по кругу, создавая разнообразные игровые ситуации. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях, благодаря которым возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. Целью таких занятий является приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Оборудованием для проведения занятий служат: песочный световой стол, различные виды песка (крупный, мелкий, окрашенный, кинестетический), набор игрового материала - это могут быть средства передвижения (машина, поезд, корабль, самолёт), домашние и дикие животные, миниатюрные фигурки людей, постройки и т.д., а также наборы природного материала с различными текстурами (камешки, ракушки, шишки и т.п.). Подсветка стола имеет возможность изменять тона и оттенки основных цветов, регулировать интенсивность и насыщенность оттенков, а мерцание с различными степенями интенсивности позволяет превратить спокойное «море» в «бушующий океан». Функция подсветки позволяет учить и закреплять основные цвета. Помимо этого, по мнению психологов, цветотерапия обладает психоэмоциональным воздействием на человека.

Возможность применения различных видов песка (крупный или мелкий) позволяет стимулировать и обогащать тактильные ощущения, а использование в комплексе с предметами из природного материала - испытать контрастные ощущения.

Технические характеристики и возможности светового песочного стола обладают рядом преимуществ в проведении занятий, направленных на совершенствование мелкой моторики детей раннего возраста.

Цель занятий: развитие сенсорно-перцептивной сферы и совершенствование мелкой моторики через развитие тактильно-кинестетических ощущений и приобретение нового сенсорного опыта.

Занятия с использованием песочного светового стола, независимо от возрастной группы, нацелены на решение следующих задач:
1. Развитие мелкой моторики.
2. Развитие речи (от подражания к собственной речевой продукции).
3. Развитие координации движений (бивалентная работа головного мозга через осознанное рисование сразу двумя руками).
4. Развитие сенсорной сферы: формирование представлений о форме, цвете, размере предмета.
5. Расширение тактильного опыта (тёплый-холодный, лёгкий-тяжёлый, мягкий-твёрдый).
6. Обучение детей конкретным умениям и навыкам, развитие подражательных действий.
7. Развитие познавательных процессов высших психических функций (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение), процессов саморегуляции.
8. Развитие сенсорно-перцептивной сферы и творческого потенциала.
9. Гармонизация психоэмоционального состояния.
10. Формирование установки на положительное самоотношение и на коммуникативные навыки.

В работе с песком необходимо учитывать некоторые ограничения. У ребенка не должно быть аллергии на пыль сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Мерцающую подсветку песочного светового стола рекомендуется использовать дозировано, особенно это касается детей с органическим поражением ЦНС, при некоторых формах которого подобные занятия следует исключить полностью.

Различные техники взаимодействия с песком, дают возможность активной стимуляции рук ребёнка, внимания и координации движений при выполнении задания:
- сжимание песка в ладони (причём интенсивность стимулирующего эффекта напрямую зависит от размера песка — чем крупнее песок, тем сильнее стимулирующее воздействие),
- рисование одним пальцем, двумя, тремя, четырьмя или всеми пальцами сразу, ребром ладони или кистью сжатой в кулак,
- пересыпание песка из одной ёмкости в другую.

Ребенок раннего возраста часто словами не может выразить свои переживания, и ему на помощь приходят игры с песком, активно стимулируя эмоциональную и речевую сферу. Благодаря использованию неструктурированного материала успешно и интенсивно идет развитие и всех познавательных функций (восприятие, внимание, память и мышление).

Преимущества занятий с песком для детей раннего возраста:
1. Действия сразу двумя руками, что свойственно природе человека, развивают оба полушария мозга. Руки чувствуют форму, как при лепке.
2. Руки расслаблены, а не зажаты в кулак, как при работе с карандашом.
3. Разнообразие тактильных ощущений, включение двигательной памяти, световое и музыкальное сопровождение гармонично действуют на ребёнка и задействуют все анализаторы (слышу, вижу, осязаю).
4. Создание песочной истории в умственном и двигательном плане одновременно активно стимулирует речевую функцию.
(Фото фрагментов занятий - Приложение 1).

Каждое занятие имеет свою структуру:

1. Разминка. Этап прикосновений к материалу и игр на поверхности сухого песка, дыхательная гимнастика.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения.

2. Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, мелкой моторики, познавательной и речевой активности.

3. Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности песка.

Особенно рекомендованы занятия с песком детям с задержками развития. Данный вид коррекционно-развивающих занятий способствует:
- развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- раскрытию уникальных способностей и развитию творческого потенциала;
- формированию коммуникативных навыков через тренировку мелкой моторики рук, координацию движения, пластику, стимулируя мыслительные процессы и речевую функцию;
- равноценному развитию и работе левого (мышление, логика) и правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга, так как ребёнок создаёт рисунки двумя руками;
- гармонизации психоэмоционального состояния, релаксации и медитации (снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных детей).

Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Цели таких занятий:
- развивать и совершенствовать мелкую моторику;
- познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
- развивать саморегуляцию эмоциональных реакций;
- развивать у воспитанников творческие способности;
- научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
- закреплять умение созвать композиции техникой рисование песком;
- формировать эстетический вкус;
- психологическая разгрузка.

При рисовании песком детям полезно рисовать конкретные, заданные педагогом фигуры – кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды и т.д. Постепенно у ребенка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. А так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.

Эти простые, на первый взгляд, занятия на самом деле обладают колоссальным значением для развития ребенка. Во-первых, с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Во-вторых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние, что, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Таким образом, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Использование современного оборудования значительно повышает коррекционно-развивающее воздействие занятий. Песочный световой стол - это прекрасная развивающая среда для работы с детьми раннего возраста. Она даёт неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, волнением, радостью), позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребёнка. Удивительное происходит в том, что песочная сказочная страна – не что иное, как проекция внутреннего мира ребёнка.

Приложение

Литература:

● Бережная, Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н. Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. - 2006. - №4. - С. 56 - 59.
● Грабенко, Т.М. Игры с песком, или песочная терапия / Т. М. Грабенко // Дошкольная педагогика. - 2004. - № 5. - С.26 – 29.
● Кондратьева, С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития: развитие естественнонаучных представлений .
● Некрасова, Е. Играем с песком, водой и глиной / Е. Некрасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - С. 41 - 43.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Совершенствование мелкой моторики (световой песочный стол) (Богомолова Ю.В.,учитель-дефектолог ГОБУЗ МОДРС,г.Мурмаснк)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: