[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетических ощущени (Шорохова Г.М., воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г.Мурманск)
Развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетических ощущени
earlyhelpДата: Четверг, 19.02.2015, 16:35 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ В ИГРАХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ


Шорохова Галина Михайловна
воспитатель
ГОБУЗ МОДРС г. Мурманск


Развитию мелкой моторики и тактильно-кинестетических ощущений у детей с ОВЗ отводится особое внимание. Через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир. Сенсорное воспитание способствует развитию мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи (номинативной функции, фразовой речи и др.), способствует обогащению и расширению словаря.

Рука, пальцы, ладошки ребенка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о конкретном возрастном периоде развития руки. Это период приходится на возраст от 1 года до 3 лет.

Выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:
• дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер – нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
• дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
• дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
• дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
• дети с задержкой психического развития, которых характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
• дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
• дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА)) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
• дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (слабослышащие с ДЦП, слабовидящие с ЗПР и др.).

Такие дети нуждаются в организации своевременной коррекционной помощи с целью предотвращения дальнейшего усложнения проблем [4]. При организации работы с детьми с ОВЗ следует учитывать психофизические особенности каждого ребенка.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. При этом многие педагоги-практики подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Одним из самых эффективных средств сенсорно-моторного и общего развития детей с ОВЗ является песочная терапия. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практические навыки и умения. В своей работе педагог может использовать песок как основное оборудование для исследовательской деятельности детей. Песочная терапия ценна и тем, что здесь для ребенка создается стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищено. Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает и творческие способности ребенка [5].

Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы. Не менее полезно пересыпать руками песок, искать спрятанные предметы, строить из песка каналы, горки, дороги.

В методике рисования песком наиболее эффективный прием – пассивные движения, когда ребенок под действием взрослого «рука в руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы предмета. На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Полезны некоторые упражнения, имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорно-моторной сферы: например, для умения свободно держать кисть, делать рукой свободные движения сверху вниз, слева направо, не сжимая пальцы, правильно брать песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок.

Обычно в своей работе я использую игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» [3]:
• поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
• выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
• «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем – средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками). Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.

Для примера можно привести следующие игры из серии «Необыкновенные следы»:
1. «Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
2. «Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
3. «Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
4. «Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
5. «Кроказябра» – дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь [5].

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
• игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка;
• позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей;
• усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем;
• песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка;
• ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок, это дает возможность ребенку ощущать себя успешным;
• значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
• на занятиях нет места монотонности и скуке;
• более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, классифицировать предметы [1].

Итак, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики посредством песочных игр оказывает положительное влияние на когнитивное и речевое развитие детей раннего возраста с ОВЗ.

Список использованной литературы

1. Баряева, Л.Б. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – СПб.: 2008.
2. Воронова, Е.Г. Адаптация детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности ДОУ [Текст] / Е. Г. Воронова, С. Я. Харлампиева, Н. А. Шейко // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2014. — С. 48-50.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – М.: Речь, 2003.
4. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. И.В. Петровой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
5. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы / Сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетических ощущени (Шорохова Г.М., воспитатель ГОБУЗ МОДРС, г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: