[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Приёмы стимуляции речевого развития посредством фольклора (Петрова Л.П., воспитатель,ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
Приёмы стимуляции речевого развития посредством фольклора
earlyhelpДата: Четверг, 19.02.2015, 16:29 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПРИЁМЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ЖАНРОВ ФОЛЬКЛОРА


Петрова Людмила Петровна
воспитатель 1 кв. категории
ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск


Проблема развития и формирования речевого общения в условиях дома ребёнка остается одной из самых актуальных и играет значительную роль в адаптации и социализации воспитанников. Уже при поступлении они имеют серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Наблюдается задержка в психомоторном и психоречевом развитии.

Специфические особенности развития таких малышей требуют особых методов и приёмов их воспитания. Находясь в стационарном учреждении, дети испытывают большую потребность в новых впечатлениях, двигательной активности, в общении с взрослыми, речевом общении. Немалый опыт работы и длительные наблюдения позволили сделать вывод о том, что именно малые фольклорные формы доступны малышу, стимулируют речевую активность и поддерживают положительные эмоции. Их поэтическое слово можно использовать в любом виде детской деятельности. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решить сложные задачи, установить доверительные отношения между взрослым и ребёнком. Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, ожидание добра, добра и только добра, что важно в условиях психической депривации, в которых находятся наши «особенные» дети.

Оценив значимость малых фольклорных форм, я решила, как можно шире применять фольклорные произведения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это направление коррекционно-развивающей деятельности отражено в данной статье на примере работы в 2014 году.

Возраст детей моей группы с 1 года до 2 лет. На начало года в группе находилось 12 детей, из них у 6 детей речь отсутствовала, у 6 детей - только звукоподражание, эмоциональные возгласы. Дети ограниченно понимали обращённую речь, было не сформировано подражание, снижен интерес к игрушкам, дети не могли показывать указательным жестом знакомые предметы.

Благодаря использованию устного народного творчества мне удаётся решать такие задачи как:
- совершенствование всех видов детской деятельности и социализацию детей;
- формировать умение речевого подражания;
- активизировать развитие понимания речи;
- побуждать выполнять действия по показу, по слову;
- развивать слуховое, зрительное восприятие, мелкую моторику, дыхание;
-удовлетворять потребность малыша в эмоциональном и тактильном контакте.

Понимая чувства, которые испытывает воспитанник на этапе адаптации, поступив из семьи или из другой группы (ребёнок находиться в угнетённом состоянии, боязлив, пуглив, насторожен), использование фольклора приобретает особую значимость. Держа за руки или прижимая к себе малыша, даю понять, что его здесь любят, принимают и понимают. Чтобы помочь отвлечься и успокоиться приговариваю:

В светлом теремочке
Выросла Лизуша!
Люди её любят,
Все её голубят.

Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Вовочка хороший!
Вовочка пригожий!

Малыш прислушивается к словам потешки, веселеет; становится видно, что ребёнку это нравится, так налаживается контакт в период адаптации. Вначале все игры провожу индивидуально, а затем подгруппой или группой. Многие народные произведения позволяют ставить любое имя ребёнка, не изменяя содержание. Это помогает открыть ему себя, понимать своё имя, познакомить с именами детей в группе.

Тексты подбираю доступные восприятию ребёнка, соответствующие уровню его развития: короткие, с чётким ритмом, побуждающие к действию и движениям. Я использую потешки, прибаутки, стишки к первым играм с пальцами, ручками и ножками. Так я формирую начальное представление о частях тела, их функциях - глазки смотрят, ножки ходят, ушки слушают и т. д. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока»), и прибаутки («Ладушки-ладушки»). В игре «Ладушки» я использую имена всех детей «… маслом поливала, детям давала: Саше две, Кате две, Роме две: при этом касаюсь ладошек каждого ребёнка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребёнок чувствует внимание к себе лично. Отмечаю инициативу и мельчайшую самостоятельность - это способствует формированию у ребёнка уверенности в себе и в своих возможностях.

Дети по-разному реагируют на потешку, одни успокаиваются, идут на контакт; другие почти не реагируют. Приходится учитывать индивидуальные особенности детей, подбирая и вовлекая в любимые виды деятельности. При проговаривании этих произведений, обеспечиваю понимание содержания, благодаря эмоциональной окраске речи, изменяю тембр голоса. Игры сопровождаю словами потешек, сажая ребёнка на лошадку, читаю:

Я люблю свою лошадку,
Я лошадушку люблю.
Причешу ей шерстку гладко.
Я ей песенку спою!

Показывая заводную курочку, приговариваю:

Курочка – тараторочка
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.

При овладении таким важным социальным навыком, как ходьба, ритмичный текст фольклорных произведений пробуждает двигательную активность, делают это занятие забавным, увлекательным:

Раз шажок! Два шажок!
Левый! Правый сапожок!
Я учу Егорку
Топать понемножку!

Под потешку стараюсь растормошить и заставить двигаться малоподвижных детей, развиваю навык ходьбы стайкой. Помогает при этом и игрушка, создавая благоприятный фон и стимулируя положительные эмоции. Слова, звучащие от имени куклы, мишки вызывают восторг и дети радостно бросаются догонять мишку или хлопать также в ладоши, как куколка Катюшка.

Каждый знает, что проведение некоторых режимных моментов вызывает у малышей отрицательное отношение. Чтобы умывание и купание стали приятным делом, я решила прибегнуть к произведениям малых жанров фольклора и поняла – потешка способна корректировать поведение ребёнка. Привить навык не бояться воды, передать радость и бодрость, которые дарит человеку вода. Во время купания я обыгрываю ситуацию:

Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С дитя худоба!
Вода книзу,
А дитя кверху.

Помогая малышу умыться, использую потешку «Водичка, водичка…», слова вызывают радостное настроение, он с удовольствием пытается подтянуть рукавчики и подставляет руки под струю воды. Чтобы закрепить полезный навык, повторяю чтение с показом умывания куклы.

Чтение стихов, прибауток соединяю с процессом овладения важнейшим навыком приёма пищи, когда он учится самостоятельно держать ложку, чашку.

Умница Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.

Использую песенки, стишки при укладывании спать, при пробуждении, при одевании.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе специально организованных занятий. Основные принципы, которые я соблюдаю: психологические, педагогические и психофизиологические. Системность, от простого к сложному и повторение знаний в несколько изменённом варианте, для отработки понимания какого-либо навыка. Обучаю действиям по слову. Вначале метод пассивных движений – новое действие называю сама и выполняю вместе с ребёнком – его рукой, затем малыш подражает и наконец выполняет разученное действие.

Удачно подобранные слова потешек в игры на развитие лексического запаса, пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, способствуют развитию речевых навыков. Разговором и прибауткой стимулирую подражать слогам. Подбираю потешки, чтобы отрабатывать звукосочетания: «Киска, киска, киска, брысь!», «Заинька, войди в сад…», песенки – небылицы «Ой, люли-люли-люли!». Очень часто использую фольклорный материал, где содержатся звукоподражания животных и птиц. Потешки, где действуют животные и оживают явления природы. Всё это прекрасно подходит для развития звуковой культуры речи.

Когда накапливается опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, беру более сложный материал. Занятия комплексные, включаю все виды деятельности. Например: познавательно-речевое развитие с элементами ИЗО.

Цель этого занятия: используя малые формы фольклора, дать начальные представления о неживой природе, решить речевые задачи и формировать умение рисовать пальцами. Применяю игровой приём, вношу лёд, обследуем его с чтением потешки, перехожу к пальчиковой, артикуляционной гимнастике и рисованию пальчиками. При знакомстве с домашними птицами мне помогает потешка «Петушок, петушок». Здесь я предлагаю задания на развитие мелкой моторики «Покормим петушка» (рвём бумагу, собираем горох и т.д.)

Малые формы фольклора можно обыграть разными способами. Использую кукольный, пальчиковый театр, маски при знакомстве со сказкой.

Дети всегда рады приходу ряженных взрослых. Использую прием появление бабушки – забавушки, вместе с ней «печём» пироги, «варим» кашу. В развлечении «Как будили солнышко», «В гости к солнышку» малыши зовут солнышко, шутливо грозят пальчиком, принимают активное участие в действии, внимательно следят за развёртывающимся сюжетом. Фрагменты развлечений представлены на рисунках.



Результаты проверки достижений: всего обследовано 12 детей

В заключении хочу отметить, что использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость и даёт отличные результаты, гораздо успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Малыши быстро адаптируются в группе, намного легче и с большим удовольствием усваивают навыки самообслуживания и гигиены. А главное, дети жизнерадостны, улыбчивы, эмоциональны и активны. Таким образом, целенаправленное и систематическое использование фольклора в работе с детьми позволяет мне развивать речевые навыки в доступной и интересной для них форме.

Использованная литература:

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. - СПБ. «Паритет»,2000г.
2. Гавриш Н.В. Использование малых фольклорных форм / Дошкольное воспитание, 1991.№ 9-с.16-22
3. Зыкова М.Н. Фольклоротерапия. / Учебное пособие-М.:изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК» 2004.-160
4. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет/М.Д.Маханева,С.В.Рещикова/, М,2005г.
5. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями, / под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной/ Методическое пособие-2-е изд..-М.издательство «Экзамен»
6. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких / Дошк. Воспитание № 6-91
7. Развитие речи ребёнка раннего возраста /Г.М.Лямина/М.,2005г.
8. Рузская А.Г., Мещерикова С.Ю. Развитие речи, 2007
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Приёмы стимуляции речевого развития посредством фольклора (Петрова Л.П., воспитатель,ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: