[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты (Левчук Л.В.,Писарева Н.В.,Кочнева О.Б., ГОБУЗ МОДРС)
Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты
earlyhelpДата: Четверг, 19.02.2015, 16:03 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Левчук Людмила Васильевна,
Писарева Наталья Викторовна,
Кочнева Ольга Борисовна,
воспитатели
Государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения «Мурманский областной дом ребенка специализированный для детей с нарушением центральной нервной системы с нарушением психики» (ГОБУЗ «МОДРС»), город Мурманск


В доме ребенка постоянно проживает 80 детей в возрасте от 1 месяца до 4-х лет. В течение года наблюдается большое движение воспитанников. Дети поступают в учреждение по разным причинам (отказ родителей, решение органов опеки и пр.), которые приводят к полному разрыву с родными, потере всех социальных связей. Кроме того, дети, попадающие в учреждение, имеют отягощенный анамнез, неблагополучный соматический и неврологический статус, что оказывает отрицательное влияние на формирование механизма адаптации. У каждого ребенка в первые годы жизни формируется определенный тип социального поведения, отражающий требования социальной микросреды, в которой ребенок растет и развивается. Изменения среды диктуют и изменения поведения, что является достаточно трудной задачей в раннем возрасте и часто влечет за собой развитие адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья малыша. Особенностью домов ребенка являются, во-первых, длительное совместное пребывание значительного числа детей, что увеличивает возможность перекрестного инфицирования; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые несколько сковывают индивидуальность ребенка, что может при неправильном воспитании привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Поэтому адаптация к новым условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.

Результаты первичной диагностики детей, как правило, выявляют у одного ребенка несколько симптомов искаженного развития, среди них такие, как нарушения в развитии общения (НО), патологические привычки (ПП), депрессивные состояния (повышенная плаксивость, тревожность, пониженный фон настроения и т.д.), страхи.

У детей в возрасте до одного года нарушения в развитии общения проявляются в виде неполного комплекса оживления в первом полугодии, а уже к году отмечается слабая инициативность, вовлеченность в общение, низкий уровень подражания. У детей старше года нарушения в общении проявляются в виде слабой инициативности, снижении чувствительности к поощрениям и порицаниям, в неразвитости средств общения. После года чаще отмечаются патологические привычки (раскачивания, сосание пальцев и т.д.). Особенно это характерно для детей, вновь поступивших в учреждение из больниц и неблагополучных семей в возрасте старше 1 года. Кроме того, у некоторых детей с полутора лет выявляется синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Для снижения риска появления невротических реакций и поведенческих отклонений в доме ребенка проводится ряд мероприятий:
- ведется тщательное наблюдение за детьми в период адаптации. В связи с этим разработан лист наблюдения за ребенком в период адаптации, в котором ежедневно отмечаются параметры поведения, настроения и соматических изменений. Адаптационные периоды у ребенка возникают также повторно при переводе ребенка по возрасту в другую группу или после возвращения из больницы после болезни или плановых лечебных мероприятий;
- консультирование персонала по возникающим проблемам, связанным с адаптацией конкретного ребенка;
- вовлечение ребенка во время адаптационного периода в реабилитационные мероприятия: индивидуальные занятия с психологом, дефектологом, логопедом, музыкальным руководителем; зоотерапия, песочная терапия, использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты.

Главная задача работы на данном этапе — психологическая адаптация ребенка к изменившейся жизненной ситуации. Необходимым условием для решения этой задачи является создание благоприятной психологической обстановки, способствующей более полному раскрытию ребенком переживаемых чувств и эмоций, возникновению доверительных отношений с одним или несколькими взрослыми, новых привязанностей.

В исследованиях С.В. Гречаного доказано, что надежная привязанность между ребенком и матерью в первые годы жизни закладывает основы будущего чувства доверия и безопасности к окружающему миру, базу для развития исследовательского поведения ребенка. Имеются данные о позитивном влиянии надежной привязанности детей к персоналу дома ребенка на их психическое развитие. Обнаружено, что такие дети достаточно компетентны в общении со сверстниками. Часто проводят время в контактах с другими детьми и в социальных играх, у них отсутствует агрессивность, враждебность, сформированы адаптационные механизмы.

Возникновению близких доверительных отношений в условиях дома ребенка наилучшим образом способствует среда темной сенсорной комнаты, имеющая атмосферу сказки, волшебства, где каждый ребенок ощущает себя в полной безопасности, так как в ней не только исключаются стрессовые ситуации, но и как бы исчезают любые привычные воздействия внешнего мира. Решаются задачи создания атмосферы доверия, поскольку ее среда вызывает у ребенка чувство защищенности, покоя, уверенности в себе. Сенсорная комната в Мурманском доме ребенка наполнена множеством различных стимуляторов. К ним относятся аппаратура для создания спецэффектов, пузырьковые колонны, сухие бассейны с подсветкой, генераторы со звуками природы и ароматами, специальная музыка, различные интерактивные настенные панели, сети, настенные и напольные ковры и т.д. Все оборудование в большой или меньшей степени стараемся задействовать при работе с детьми, находящимися в периоде адаптации.

Мягкая мебель (пуфики-кресла, напольные и настенные маты и т.п.) способствует созданию комфортного расположения ребенка в пространстве интерактивной среды. Она обеспечивает уют, комфорт, позволяет снять излишнюю напряженность, принять удобную для наблюдения за объектами и взаимодействия с другими детьми позу. Спокойная музыка, световые эффекты успокаивают, расслабляют. Использование пузырьковой колонны, зеркального шара дает возможность в наиболее критические моменты переживаний ребенка переключить его внимание на движущиеся объекты. Легкая вибрация колонны способствует проявлению и раскрытию глубоко скрытых чувств. Сухой бассейн создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий мышечную релаксацию.

Попадая в такую среду, ребенок получает возможность раскрепоститься, стать самим собой. Почти мгновенно устанавливается контакт между ним и специалистом, который проводит занятие, возникают новые привязанности, которые обеспечивают быстрое становление мотивации, улучшение эмоционального профиля, включающего в себя показатели особенностей поведения и проявления эмоций. Объект привязанности, взрослый, обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в защите. Это помогает ребенку в дальнейшем легче и быстрее наладить отношения с другими взрослыми, детьми, так как любой контакт ребенка с внешним миром будет опосредован значимым для ребенка взрослым. Формирование новой привязанности имеет большое значение для развития исследовательского поведения ребенка. Взрослый используется ребенком в качестве безопасной «базы» для освоения окружающего мира.

Таким образом, интерактивная среда темной сенсорной комнаты способствует более легкому преодолению адаптационного периода. Активизируя детей, она помогает им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, гнев, достичь состояния эмоционального комфорта, нормализовать сон, аппетит. Для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты – благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речи, приводя к регрессу (обеднение словарного запаса, появление «телеграфного стиля», полному отказу от речи). Взаимодействие ребенка с интерактивной средой темной сенсорной комнаты стимулирует развитие у него вербальной коммуникации. Занятия в темной сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровень осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции центральной нервной системы. Таким образом, психоэмоциональная сфера ребенка начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций, формируются механизмы адаптации. Кроме того, положительный эмоциональный фон обеспечивает усиление мозгового кровообращения и накопление запасов умственной энергии, что позволяет восстановить работоспособность. Повышается познавательная деятельность, так как сенсорная комната является источником многочисленных сенсорных стимулов (тактильных, зрительных, слуховых и т.д.), необходимых для нормального развития психических функций.

Все вышесказанное доказывает важность и необходимость использования интерактивной среды темной сенсорной комнаты во время адаптации детей к условиям дома ребенка.

Список литературы

1. Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.- СПб: Питер, 2001.
2.Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Кн. Для работников дома ребенка/ Р.В. Тонкова-Ямпольская, Э.Л. Фрухт, Л.Г. Голубева и др.; Сост. Э.Л. Фрухт. – М.: Просвещение, 2008.
3. Темная сенсорная комната – мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты (Левчук Л.В.,Писарева Н.В.,Кочнева О.Б., ГОБУЗ МОДРС)
Страница 1 из 11
Поиск: