[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Работа воспитателя с детьми РВ с синдромом Дауна в Д/Р (Купрова О.В.,Измайлова С.В.,Надточей М.О., ГОБУЗ МОДРС)
Работа воспитателя с детьми РВ с синдромом Дауна в Д/Р
earlyhelpДата: Среда, 18.02.2015, 20:43 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА


Купрова Ольга Викторовна,
Измайлова Светлана Валентиновна,
Надточей Марина Олеговна,
воспитатели
ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск


Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом.

Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна - это целый комплекс проблем, связанных с его выживанием, лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.

Причиной заболевания являются хромосомные аномалии. Дети с синдромом Дауна внешне похожи друг на друга: коса поставленные глаза, круглое широкое лицо с красноватым румянцем на щеках, маленький нос, маленькая верхняя челюсть, язык и верхняя губа увеличены, язык испещрен глубокими бороздами, зубы мелкие. Рот небольшой, обычно открыт, слюноотделение часто усиленно, голова меленькая с уплощенным затылком, диспластическое телосложение. Часто наблюдается патологическая подвижность суставов, пальцы толстые и короткие.

Многие дети обнаруживают склонность к подражанию окружающим, не редко оказываются музыкальными. Им свойственна мягкость в поведении и эмоциональности.

Почти у половины детей этой категории есть пороки внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы, недоразвитие половых желез, снижение обмена, ожирение. Следствие того сухость и шелушение кожных покровов, ломкость ногтей и волос.
В структуре психического недоразвития также отмечается ряд характерных признаков: умственная отсталость 75 % случаев достигает степени имбецильности, в 20 % идиотии и только в 5 % - дебильности. Мышление – тугоподвижное конкретное, абстрактные понятия, счетные операции, как правило, недоступны. Резко страдает активное внимание, смысловая память. Дети с болезнью Дауна в большей части случаев неспособны к обучению даже по программе вспомогательной школы.

Одной из основных целей работы с ребенком с особыми потребностями является интеграция его в обществе, нормализация жизни ребенка. Практически каждый ребенок с рождения может получить развивающее обучение в системе дошкольного образования. Обычно дети с синдромом Дауна имеют задержку в развития разной степени выраженности. Развивающая помощь, оказанная на ранних этапах развития, снижает риск отставания и благоприятно влияет на общее развитие ребенка и его интеграцию в обществе, включение в систему дошкольного и школьного образования. Одной из форм помощи детям раннего возраста с синдромом Дауна является система раннего вмешательства. Одной из главных целей программ раннего вмешательства является помощь в создании условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться.

Групповая работа помогает сформировать у ребенка опыт, необходимый для его дальнейшей интеграции, мотивирует детей к развитию. У ребенка в кругу детей активируется мотив достижения, появляется необходимость отстаивать свои интересы и возможность подражать другим, тем самым обучаясь. Находясь в группе, ребенок учится общению и взаимодействию с детьми и взрослыми. Такой опыт общения и взаимодействия они могут получить в коллективе. Дети с синдромом Дауна также как и другие нуждаются в общении и обучении, которое должно быть специально организованно и учитывать особые образовательные потребности детей.

Общие рекомендации групповой работы в системе работы с детьми раннего возраста.


Командный принцип работы.
Реализуется командный принцип через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются командные обсуждения специалистов, работающих с группой, на которых планируется работы группы и отслеживается динамика развития в целом и каждого из ее участников, обсуждаются изменения и трудности. Рекомендуется, чтобы с группой работали два – три специалиста, которые образуют рабочую команду. В общую команду входят такие специалисты: невролог, психолог, логопед, физический терапевт, дефектолог, воспитатель.

Психологический подход в работе с детьми.
Психологический подход обеспечивает более эффективную работу с детьми и заключается в применении психологических приемов независимо от того, какой именно специалист работает с группой детей. К таким приемом относится: отражение и проговаривание действий и чувств, структурирование пространства и времени.

Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст и возможности ребенка.

Цели коррекционно-развивающей работы:
1. Стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка с синдромом Дауна.
2. Создавать условия для социального развития ребенка, формирования навыком коммуникации с детьми и взрослыми.
3. Развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка.
4. Развивать личностные качества ребенка.
5. Подготовить ребенка к дальнейшей социализации.

Задачи:
1. Формировать навыки поведения в группе.
2. Развивать мотивацию, активность, инициативность и самостоятельность.
3. Формировать навыки предметной деятельности: - учить выполнять орудийные, предметно-игровые и соотносящиеся действия с различными предметами и материалом.
4. Развивать сенсорное восприятие:
- формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
- развивать пространственные представления;
- стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и речевых звуках;
- учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь
5. Формировать у детей конкретные представления об окружающем мире, придерживаясь тематической направленности.
6. Развивать наглядно-действенное мышление, память, внимание.
7. Развивать понимание обращенной речи:
- учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
- учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением.
8. Развивать навыки общения:
– учить использовать различные формы общения с близкими взрослыми;
- учить работе с коммуникативным альбомом-словарем;
- поддерживать эмоциональные контакты с детьми.
9. Стимулировать развитие активной речи:
- учить произносить звукоподражание, лепетные слова, отдельные слова;
- произносить предложения состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
- учить отвечать на простые вопросы.
10. Учить выполнять элементарные упражнения для развития артикуляционной моторики, мимики, физиологического и речевого дыхания.
11. Формировать умения и навыки выполнения движений:
- учить выполнять упражнения в ходьбе, беге, прыжках;
- упражнения в кидании и ловле мяча;
- удары по мячу;
- упражнения в равновесии;
- развивать мелку моторику пальцев рук.
12. Обучать навыкам продуктивных видов деятельности:
- рисовать на листе бумаги, используя краски, кисть;
- строить из конструктора совместно с взрослым;
- развивать интерес, любопытство;
- воспитывать желание рисовать, конструировать.

Многолетняя работа с детьми с синдромом Дауна позволяет разрабатывать наиболее эффективные пути коррекции с каждым конкретным ребёнком. В этом году в нашей группе двое детей с диагнозом болезнь Дауна: Коля, 3,5 года и Оля – 4 года, по своему характеру и поведению дети противоположны: Коля – спокойный, ласковый, уравновешенный, а Оля – подвижная, агрессивная. Умственное развитие слабое, мышление конкретное, внимание крайне не устойчивое.

Игровые действия на уровне манипуляций. Наибольший интерес у Оли вызывает кукла, которую она носит, заворачивает иногда в пеленку, по просьбе взрослого катает в коляске. У Коли – мягкий мишка, которого он носит целый день, берет его на прогулку, а иногда и спит вместе с ним.

Речь взрослых понимают, выполняют действия по слову: идем одеваться на прогулку, садимся за стол, убираем игрушки на свое место; владеют некоторыми навыками по самообслуживанию: частично одеваются, раздеваются, с помощь взрослых умываются, знают свое место за столом, свою кровать, шкафчик с одеждой; самостоятельно едят, но очень не аккуратно.

Самостоятельной речи почти нет, но облегченные слова произносят за взрослым: Коля на уровне лепета и стерто: ба-ба, ав-ав; Оля – более четко и появляются попытки что-то сказать, объяснить, но все это очень не внятно. У Коли таких попыток нет, свое недовольство, обиду выражает плачем, а Оля – чаще действием.

Как у нас проводится и строится работа с этими детьми?

Первое правило или принцип – работа ведется индивидуально, кроме музыкальных и физзанятий. По мере освоения программы, дети могут включаться в подгрупповую работу.

Второе правило – работа ведется по той же тематике, что и с детьми группы в текущем месяце. Методика ознакомления та же, что и с остальными детьми, но занятия для этих детей сокращены по времени и по количеству используемых предметов.

Занятия разделены на этапы:
1. На первом этапе – показ, обследование, показывание свойств предмета, с использованием всех анализаторов.
2. На втором этапе идут игры – занятия на узнавание этих предметов, среди 3-4 найти ту, которую называет словом, назвать его облегченным словом.
3. На третьем – найти уже знакомую среди многих на полочке.

Коля справился с заданием только второго этапа, а Оля справляется и с третьим этапом активнее называет предметы и игрушки облегченными словами.

Закрепление работы ведется во всех отрезках времени: во время одевания, раздевания, умывания, кормления, прогулок, самостоятельной деятельности в форме небольших поручений, просьб (подними мишку с пола, он простудится, что-то о нем забыли и т.д.)

Что сейчас знают Коля и Оля?
Овощи: не различают, поиск идет путем проб и ошибок.
Игрушки: Оля безошибочно находит любую из названных и даже те, которые не используются в плановых играх, такие как черепашка, слоненок, жучок и многие другие. Коля – только из 3-4, но не называет даже облегченными словами.
Посуда: Оля находит по слову взрослого чашку, блюдце, тарелку, ложку, чайник, показывает действием, что можно делать с этими предметами. Коля только чашку и действие с ней, остальное путает.
Одежду, части тела показывают правильно.

Коля и Оля очень любят занятия по физической культуре и музыкальные. На физзанятиях (в группе по 3-4 человека) выполняют все движения по слову и показу взрослого: ходят, бегают, играют (Коля играть не может), лазают по гимнастической стенке, подлезают под дуги, катают и бросают мячи, перелезают через скамейку, ходят по ограниченной площади.

Трудности возникают с перешагиванием предметов (стараются их обойти, ставя ноги по сторонам предмета).

Самое активное участие с большим эмоциональным выражением принимают в играх с музыкальным сопровождением, любят игры с музыкальными игрушками: барабан, дудочка, погремушки, гармошка, металлофон. Активно принимают участи в подвижных играх в группе и на прогулке, понимают и выполняют все правила.

Положительные эмоции стимулируют познавательный интерес и ускоряют развитие ребёнка раннего возраста с ОВЗ. Особенно актуально это в отношении детей, воспитывающихся вне семьи и, как следствие, находящихся в состоянии депривации. Исходя из этого, при разработке занятий, мы включаем в работу мероприятия, вызывающие положительные эмоции у наших детей: интерактивный пол, общение с домашними животными (живые кошки и собаки), поездки в дельфинарий, цирк и другие.

Чем раньше начать специализированную помощь или «стимулирование», тем больше ребенок приобретет. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации, могут в значительной мере минимизировать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка и помочь его дальнейшей социализации.

Список использованной литературы:

1. Архипова Е.Ф., Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие.- М.: АСТ: Астель, 2006.
2. Есипова Т.П., Кобекова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей.- Новосибирск, 2008.
3. Если у вашего малыша Синдром Дауна возможно, мы сможем помочь. Книга для родителей. – М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
4. Жиянова П.Л., Поле Е.В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей.- М., 2007.
5. Ковалев В.В. «Психиатрия детского возраста» Руководство для врачей. М.: Медицина, 1979.
6. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.- М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.
7. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста.- М.: Школьная Пресса, 2003.
8. Ушаков Г.К. «Детская психиатрия», М.: Медицина, 1973.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Работа воспитателя с детьми РВ с синдромом Дауна в Д/Р (Купрова О.В.,Измайлова С.В.,Надточей М.О., ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: