[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие речи у детей РВ с ОВЗ через продуктивную деят-ть (Асафова И.Н.,Уварова И.В.,ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
Развитие речи у детей РВ с ОВЗ через продуктивную деят-ть
earlyhelpДата: Среда, 18.02.2015, 20:23 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОДУКТИВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Асафова Ирина Николаевна
воспитатель ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск
Уварова Ирина Владимировна
воспитатель ГОБУЗ «МОДРС», г. Мурманск


Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы.

Это подвело нас к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

В наш Специализированный дом ребёнка дети попадают в силу разных причин. Теперь вместо мамы с папой с ними рядом врачи и воспитатели, специалисты в области медицины, педагогики и психологии – люди, которые поведут ребенка в мир познания, позаботятся о его реабилитации, о лечении имеющихся у него заболеваний.

В течении 2-х лет мы работаем с детьми раннего возраста с задержкой нервно-психического и речевого развития, с органическим поражением центральной нервной системы, с нарушением психики, с недостатками физического развития, детьми-инвалидами и обратили внимание, что темпы овладения детьми речью неодинаковы. Результаты наблюдения показали, что в Доме ребенка стандартным показателям развития речи в данном возрасте соответствует лишь 10% воспитанников. У остальных детей наблюдается явная задержка речевого развития или отсутствие речи.

Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что, хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения. Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно, с нашей точки зрения, может реализоваться на занятиях продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Основополагающая задача применения продуктивной деятельности состоит не столько в том, чтобы научить детей, изображать какие-либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать ее в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развития речи.

В процессе продуктивной деятельности развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:
1.Обогащается активный и пассивный словарь ребенка.
2. Происходит становление речи как средства общения.
3. Закладываются предпосылки целенаправленной деятельности ребенка.

В работе с детьми указанной категории мы учитываем их возрастные особенности, отклонения в развитии и сохранные возможности.

Во время занятий продуктивными видами деятельности мы знакомим детей с новыми словами, учим понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Знакомим детей с названием предметов, действий, которые они производят с предметами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, т.к. речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. В описанных опытах М. М. Кольцовой дети раннего возраста почти в два раза быстрее начинали реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если мы «случайно» забыли положить кому-то из детей лист бумаги, кисть или карандаш, ребенок вынужден просить недостающее, т.е. проявлять речевую инициативу.    Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что так же оказывает положительное влияние на развитие речи.
Для развития понимания речи взрослого говорим с ребенком короткими фразами, речь взрослого должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что способствует и развитию интонационной стороны активной речи ребенка.

Работа по формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья умения отвечать на вопросы строится в определенной последовательности:
- от ребенка не требуется ответа словом, достаточно, чтобы он показал предмет или произвел с ним необходимые действия;
- произнесение слова вместе с воспитателем (сопряженная речь)
- самостоятельный ответ словом.
- составление предложений из двух-трех слов,
- использование в речи распространенных предложений из трех- четырех слов.

Продуктивная деятельность позволяет решать и другие коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное внимание результатам его усилий. Похвала, одобрение, как правило, побуждают к дальнейшим положительным действиям.

Проведя анализ исследования детей с задержкой речевого развития, мы обнаружили четкую закономерность, что уровень развития речи зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.   Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, карандашами, красками – это не только сенсорно-двигательные упражнения, она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Учитывая вышеизложенное, перед тем как приступить к продуктивными видами деятельности, мы используем пальчиковую гимнастику. Развивая тонкую моторику ребенка, мы способствуем улучшению его артикуляционной моторики, а, следовательно, в целом речи.

Так же в группе часто используем народные потешки как основу для пальчиковых игр. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них очень много ласкательных слов, обращений, часто они имеют диалогическую форму. Чтение потешки и народных песенок проводится в форме веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которые должны совпадать с моментом производимого ребенка движения или действия выполняемого взрослого.

Занятия по продуктивной деятельности проводятся учителем-дефектологом, воспитателями, психологом, как индивидуально, так и в небольших группах – по 2-4 ребенка со сходными проблемами.

Все задания в каждом из этапов даются в игровой форме. В зависимости от уровня сформированности игровой деятельности, у ребенка подбираются разные варианты игры.

При планировании и проведении занятий соблюдаются определенные условия:
1. Планомерность проведения, соблюдение принципов "от простого к сложному", "повторение и усложнение".
2. Индивидуальный подход с учётом возможностей ребёнка.
3. Четкая, понятная речь взрослого.
4. Включенность занятий в лексическую тематику, что позволяет в работе по той или иной теме опираться на двигательную и эмоциональную память, на пробуждающуюся творческую активность детей.
5. Эмоциональный характер занятий.
6. "Наглядность + слово":
- обследование предметов, проговаривание детьми всех выполняемых действий;
- воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);
- сравнение;
- подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;
7. смена видов деятельности, включение в занятие упражнений для развития мелкой моторики, координации речи с движением.

На подготовительном этапе выбор заданий зависит от объема зрительного внимания ребенка, его ориентации на определенные сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, запах и др.).

Основная задача этого этапа – установить эмоциональный контакт с ребенком, дать ему понять, что взрослый – его партнер и помощник, с которым он чувствует себя надежно и спокойно, который может предложить интересное занятие.

Примерные игры и задания подготовительного этапа:
- играем со звучащими предметами (например, поочередное извлечение звуков: “на” - “дай мне”);
- рвем бумагу, фольгу и складываем в коробку;
- смешиваем краски, играем с разноцветной водой;
- пускаем мыльные пузыри;
- играем с тестом, глиной, пластилином (стучим, шлепаем, месим, отрываем кусочки).

На этапе формирования и развития целенаправленных действий, избирательности, освоения отдельных операций перед нами стоит основная задача – формирование понимания цели действий; развитие избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств (слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение.

Виды заданий:
- открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда деревянные бусы и гремим;
- открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и кладем в нее фасоль;
- втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто палочки, спички, фасоль;
- отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем контур;
- размазываем пластилин или воск по картону;
- рассыпаем блестки разного цвета внутри намазанного клеем контура;
- выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;
- выбираем один предмет из кучи – сначала это крупные предметы, которые можно брать всей кистью, потом помельче, которые можно брать в щепоть;
- учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету;
- вынимаем предметы из корзинки и складываем их обратно;
- снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие прутики, вытаскиваем шнурок из пособия по шнуровке;
- рисуем красками без помощи кисточки. Сначала делаем отпечатки пальцев или всей ладони на бумаге или зеркале. Затем переходим к рисованию сначала всей ладонью, потом только указательным пальцем.

На этапе обучения использованию инструментов учимся:
- заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;
- нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;
- удерживать кисть, карандаш и проводить ею линии на бумаге;
- держать деревянный молоточек и стучать им (например, по металлофону).

В процессе завершающего этапа по обучению планирования своей деятельности, понимания цели и последовательности действий ребенок учится:
- делать “колобки” из пластилина, теста;
- изготавливать различные аппликации;
- набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте.

Результаты речевого обследования детей группы в конце каждого года обучения так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.

Большое внимание уделяется методическому обеспечению педагогического процесса по данному разделу: разработана система конспектов различных интегрированных занятий. В группах созданы познавательные игротеки, куда входят:
- картотеки по артикуляционной гимнастике, пальчиковых игр, физминуток,
- дидактические игры,
- пособия, способствующие развитию речи детей: материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, позволяющие детям воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем.

(В приложениях 1 и 2 приведены примеры конспектов занятий для детей.)

Обследование речи проводится в начале и конце года, или при поступлении и выбытии детей. Результаты первичного, повторного/итогового обследований позволяют наиболее эффективно организовать коррекционно-развивающую работу. Полученные результаты в виде таблиц и диаграмм представлены в приложении 3.

Анализируя результаты своей работы, можно отметить, что дети предыдущих выпусков к концу года легко понимали речь, отвечали на вопросы воспитателя, охотно вступали в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми, со сверстниками. Дети охотно играют вместе, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная и систематическая работа по развитию речи на занятиях продуктивными видами деятельности и в повседневной жизни, позволяет достигать положительных результатов в работе по данной теме

Приложения

Литература:

1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000 г.
2. Гербова В.В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3. Е.В.Полозова Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – ИП Лакоценин С.С., Воронеж.-2009.
4. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст: учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир»,2012.
6. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. -Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Интернет источники:

http://logoportal.ru/igryi-po-razvitiyu-melkoy-motoriki/.html
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Развитие речи у детей РВ с ОВЗ через продуктивную деят-ть (Асафова И.Н.,Уварова И.В.,ГОБУЗ МОДРС,г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: