[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Социализация детей от рождения до 3 лет с ОВЗ в условиях Д/Р (Иванова Т.Л.,Егорова Е.А., ГОБУЗ "МОДРС", г.Мурманск)
Социализация детей от рождения до 3 лет с ОВЗ в условиях Д/Р
earlyhelpДата: Среда, 18.02.2015, 10:59 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3-Х ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА


Иванова Татьяна Леонидовна,
Егорова Елена Алексеевна
воспитатели ГОБУЗ «МОДРС»
г. Мурманск


Социальное развитие детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребенка, актуальная задача не только для нас, работников учреждения, но и общества в целом. Раннее детство - это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. К сожалению, современная статистика свидетельствует о том, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

По разным причинам дети попадают в дом ребенка. Есть малыши, поступившие к нам из родильных домов, а есть дети, которых изъяли из семьи по социальным показаниям. Во все времена считалось, что семья является источником передачи ребенку социально - исторического опыта, опыта эмоционально - деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия в жизни ребенка. Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, вызывает глубокие вторичные нарушения, нарушения физического, психического и социального характера. В доме ребенка у детей нарушен весь ход развития. Дети находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. Многие дети имеют не только материнскую депривацию, но и сенсорную, и социальную.

Дом ребенка для наших детей становится основной моделью социального мира и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми. Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является первоочередной задачей всего коррекционно - воспитательного процесса.

Развивающее обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья организует процесс их социализации, который осуществляется в результате усвоения необходимых навыков, жизненно значимых для ребенка. Данная работа осуществляется в несколько этапов:
1. формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия ребенка и взрослого;
2. формирование образа «Я сам»:
• это представление о своем теле - дети учатся выделять части тела и лица, их функции сначала через контакт с человеком, затем через ознакомление с различными предметами;
• это представление о своем имени и фамилии;
• это представление о своей внешности, осознанного, зрительного восприятия и способов сравнения себя с другим (сначала в зеркале, затем на фотографиях).
3. формирование представлений об окружающих людях «Я и другие»;
4. формирование представлений об окружающем предметном мире и навыков действия в нем;
5. формирование способов усвоения общественного опыта (совместные действия, жесты, подражательные способности, умение выполнять действие по образцу и речевой инструкции);
6. формирование навыков социального поведения;
7. формирование навыков самообслуживания, гигиены.

В данной статье мы представим один из блоков работы по формированию социальных навыков. Для детей, воспитывающихся без родительской заботы, базовой компетенцией мы считаем навыки самообслуживания и гигиены. Овладение ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья гигиеническими навыками является наиболее трудной сферой, включающей обучение определенным действиям.

Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. В этот период малыша больше всего интересуют функции, назначение предметов. Ребенок узнает, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для еды – ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогает формированию культурно-гигиенических навыков. Для того, чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия.

В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым. Если взрослый постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш скоро начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить причинно-следственные связи.

Особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:
• бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;
• формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;
• формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;
• ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;
• у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением самому себе (опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность).

Задачи развития бытовой деятельности у детей раннего возраста:
• формирование положительного отношения к гигиеническим процессам;
• закрепление последовательности действий во время умывания и одевания;
• формирование правил поведения за столом (правильно держать ложку, не крошить хлеб, кушать аккуратно, пользоваться салфеткой, благодарить после еды);
• развитие тактильно-двигательного восприятия: осязание различных предметов и взаимодействия с ними;
• развитие вкусовых ощущений и обоняния.

Эти задачи решаются во всех бытовых процессах:


План совместной деятельности

Наиболее удобно представить получившиеся результаты в виде таблицы:
Таблица1. Результаты проверки достижений

В результате систематической работы в бытовой деятельности были достигнуты положительные результаты у детей:
- сформировано положительное отношение к гигиеническим процедурам;
- успешно формируются культурно-гигиенические навыки;
- сформировались сенсорные эталоны.

Список использованной литературы:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие. М.: 2003
2. Забаровская Ю.И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов в ДОУ.-СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2012
3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция.- М.: Просвещение, 1992
4. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет, Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез,2010
5. Тонкова-Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка,-М.,1989
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Социализация детей от рождения до 3 лет с ОВЗ в условиях Д/Р (Иванова Т.Л.,Егорова Е.А., ГОБУЗ "МОДРС", г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: