earlyhelp | Дата: Вторник, 17.02.2015, 20:04 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Середа Ирина Павловна психолог, Князева Светлана Валерьевна воспитатель, ГБДОУ детский сад №44 компенсирующего вида Кировского района, г. Санкт-Петербурга
Актуальность и значимость темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время система образования все больше уделяет внимание развитию среды для доступности образования детей с ОВЗ. Это дети с временными или постоянными отклонениями в физическом или психическом развитии. Для таких ребят существует необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу входят как дети-инвалиды, так и не признанные инвалидами, но имеющие ограничения жизнедеятельности.
Согласно основной классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, дети с ОВЗ разделяются на следующие категории: - с нарушением слуха; - с дисфункцией речи; - с патологией опорно-двигательного аппарата; - с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития; - с поведенческими расстройствами и нарушением общения; - дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
При поступлении в детский сад адаптация у здоровых малышей проходит по-разному, и это понятно, ведь отрыв от матери, новая обстановка, нахождение долгое время с незнакомыми им ранее детьми и взрослыми могут спровоцировать тяжелый стресс, и как следствие этого привести к болезни. А как непросто адаптироваться детям, имеющим отклонения в развитии. Чтобы первые шаги ребят в детский коллектив были радостными, облегчить их наша, педагогов и психологов, главная задача.
Наш сад посещают дети с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата (в том числе и ДЦП), а так же соматически ослабленные малыши, с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания, комплекс неврозоподобных расстройств). Прежде всего, хотелось отметить, что данная категория детей имеют нарушения в развитии как психическом, так и социальном.
Дети с нарушениями речи имеют отклонения различной выраженности, вызывающие расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа.
Двигательные расстройства у данной категории детей характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Для данной категории детей характерна недостаточная общительность, нарушение эмоционально – волевой сферы, неустойчивость внимания, низкий уровень сформированности навыков самообслуживания.
Как мы знаем из трудов отечественных и зарубежных педагогов и психологов, первые три года жизни человека важны для дальнейшего развития его как личности. И от того как будет протекать период эмоционального развития малыша зависит его дальнейшая социализация, обеспечивающая полноценное участие в жизни общества, эффективная самореализация в профессиональной и социальной жизни.
В нашем детском саду вопрос о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению социальных норм и правил поведения, ставится в первую очередь и перед родителями и перед педагогами.
Поэтому большое внимание в своей работе мы уделяем исследованию особенностей эмоциональных отношений матери и ребенка. Так как уже давно психологами доказано, что проблемы с привязанностью у младенца негативно сказываются на дальнейшем психическом развитии и взаимоотношений со средой ребенка.
Опыт показывает, что ребёнок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к поступлению в детский сад, значительно быстрее и безболезненнее адаптируется, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к чужому для него взрослому или другому ребёнку.
В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к «выходу» из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование её и порождает в дальнейшем так называемого «несадовского» (а потом и «нешкольного») ребёнка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.
Поэтому все наши консультации, памятки для родителей, индивидуальная работа и совместная игровая деятельность родителей с детьми направлена не только на биологическую, но и на психологическую готовность детей к детскому саду.
В связи с вышесказанным, администрацией, психологом, при содействии воспитателей, разработана программа по адаптации детей с ОВЗ раннего возраста к условиям ГБДОУ, которая включает в себя три этапа.
Структура программы. I этап. Подготовительный. Включение родителей в процесс воспитания не только облегчит адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит их относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу. Поэтому несколько занятий психолог и воспитатель проводит совместно с детьми младшего дошкольного возраста и их родителями.
До начала цикла занятий с детьми организуются несколько встреч родителей с сотрудниками ДОУ. Формы этой работы: групповые и индивидуальные консультации родителей заведующим, педагогами, психологом, медицинской сестрой детского сада, заполняются некоторые анкеты, выдаются памятки для родителей.
Первое родительское собрание проводится весной, когда родители прошли комиссию и знают, что их малыш будет посещать наш садик с 1 сентября. Цель первого собрания: познакомить родителей с группой, нормативными документами, показать возможности детского сада для компенсации развития детей с ОВЗ (массаж 2 раза в год, физиотерапевтические процедуры). Решаются проблемы, связанные с поступлением детей в детский сад, родители детально знакомятся с организацией жизни малышей в ДОУ, режимом питания, режимом дня, с особенностями адаптационного периода и т.д. На собрании мы даем родителям адрес сайта группы, где регулярно размещаем консультации для родителей и информацию о собраниях и открытых мероприятиях для родителей с детьми.
1.1 «Давайте познакомимся!» Участники: сотрудники ДОУ (заведующий, психолог, логопед, воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медсестра) и родители. Цель: познакомить родителей с сотрудниками ДОУ, условиями воспитания детей в дошкольном учреждении, оснащением и оборудованием ДОУ. Совершенствовать систему совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на воспитание и развитие личности. 1. « Позвольте представиться» 2. Консультация «Как организовать режим дня ребенка в домашних условиях, какие лечебно–профилактические мероприятия проводятся в условиях ДОУ.» 3. Консультация «Особенности адаптации детей к ДОУ»
1.2 Знакомство родителей с группами Участники: родители, воспитатели, психолог. Цель: знакомство родителей с воспитателем, друг с другом. Установление положительных взаимоотношений воспитателей с родителями. 1. Презентация программы воспитания и обучения. 2. Анкетирование родителей.
1.3 Исследовательский этап Участники: дети, родители, воспитатели, психолог. Цель: Определить уровень адаптированности детей с ОВЗ к условиям ДОУ Задачи: 1. Выявить детей, имеющих проблемы адаптации 2. Разработать систему коррекционно – развивающих мероприятий.
II этап. Адаптационно – практический Цель: Развить адаптационные способности у детей с ОВЗ раннего возраста. Задачи: 1. Снижение уровня ситуативной тревожности у детей. 2. Развитие социально – личностной сферы у детей. 3. Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста. 4. Обучение воспитателей методам проведения совместных с родителями и детьми занятий в адаптационный период. 5. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста. 6. Формирование адекватной позиции у родителей по отношению к детскому саду и процессу адаптации детей.
Методы работы на первых двух этапах: Анкетирование родителей, в т.ч. опросник для мам авторы И.И.Мамайчук, Е.В.Ларечина Лекции Тренинги для родителей и воспитателей Метод наблюдения Ведение листов адаптации воспитателями, родителями. Заполнение «Диагностики уровня адаптивности ребенка к ДОУ» А.С.Роньжиной
Условия проведения групповых занятий с детьми: первая половина дня в группах детского сада. Каждое занятие можно повторять 2-3 раза, чтобы дети запомнили слова потешек, правила игры. Ход занятий можно изменять: их последовательность, включать дополнительные игры. Через каждые 5 занятий можно показать детям театрализованную сказку. Первые 2-3 недели занятия по адаптации детей проводятся совместно с родителями.
Программа адаптации рассчитана на год. Игры с психологом проводятся 2 раза в неделю.
Материальное обеспечение: 1 групповая комната детского сада с ковровым покрытием. стол для рисования и показа сказки. куклы для демонстрации сказок игровое оборудование, игрушки. магнитофон, диски и кассеты. Дополнительные материалы подробно описаны в конспектах занятий.
Структура занятия: - Приветствия - В качестве разминки проводится пальчиковая гимнастика. - В основную часть программы входят дидактические и подвижные игры, направленные на создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, снижение эмоциональное и мышечное напряжение. - Заканчиваются занятия спокойными играми или упражнениями.
III этап. Заключительный Цель: Подведение итогов работы по адаптации и социализации детей с ОВЗ к ГБДОУ. Задачи: 1. Анализ данных повторной диагностики адаптивности детей с ОВЗ к ГБДОУ 2. Разработка рекомендаций для воспитателей, родителей.
Таблица 1. Итоги адаптации детей за 2011, 2012, 2013
На заключительном этапе, проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что при грамотно организованной психолого-педагогической работе не только с детьми, но и с родителями успешно решаются задачи по адаптации не только к детскому саду, но и к дальнейшей жизни в обществе.
Литература 1. Монтессори - педагогика и Монтессори - терапия. Н.В.Андрушенко. Учебник. СПб.: Речь, 2010 2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. М.: Академия, 2001 3. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. А.В.Белкина. Воронеж: ТЦ Учитель, 2006 4. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем. М.Г.Борисенко, Т.А.Датешидзе, Н.А.Лукина. СПб.: Паритет, 2002 5. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей. О.Н.Гомова, Т.А.Прокопенко. М.: Гном. 2002 6. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Е.С.Евдокимова. М.: ТЦ Сфера, 2005 7. Мир детских эмоций дети 5-7 лет. Кряжева Н.Л. Ярославль: Академия развития, 2000 8. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Е.В.Ларечина. СПб.: Речь, 2004 9. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. Р.Ж.Мухамедрахимов. СПб.: Речь, 2003 10. Г.Б. Игры для детей от года до трех лет. Г.Б.Монина, Е.В.Ларечина. СПб.: Речь, 2008 11. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С.Роньжина. М.: Книголюб, 2003 12. Дружная семейка. Е.О.Севостьянова. М.: ТЦ Сфера, 2006 13. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации. Авт.-сост. Н.В.Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008
|
|
| |