[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Формирование элементарных математических представлений (Иванова Т.Л.,Егорова Е.А., ГОБУЗ "МОДРС", г.Мурманск)
Формирование элементарных математических представлений
earlyhelpДата: Вторник, 17.02.2015, 16:15 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


Иванова Татьяна Леонидовна
Егорова Елена Алексеевна
воспитатели ГОБУЗ «МОДРС»
г. Мурманск


Одной из целей коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• формирование у детей элементарных математических представлений;
• усвоение качественных и количественных характеристик предметов, явлений живой и неживой природы;
• формирование элементарных знаний о расположении предметов в окружающем пространстве и обучение ориентировки в нем;
• развитие умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;
• формирование у детей основ конструирования и моделирования;
• развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения.

К методам формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) относятся словесный, наглядный и игровой.

К приемам ФЭМП можно отнести рассказ, беседу, описание, объяснение, образец, показ реальных предметов, дидактические и подвижные игры.

Первые ориентировочные задания из математического цикла направлены на:
-формирование навыка подбора и группировки предметов по определенному качественному признаку (с называнием взрослым этого признака словом «такой же», «большой», «синий»).
-умение различать понятия «один — много», правильно соотносить эти слова с различными группами предметов.
-развитие адекватной реакции на словесные инструкции типа «Дать еще один...».
-умение правильно объединить по подсказке взрослого в пару два одинаковых предмета (из личной одежды), резко отличающихся от других по нескольким качественным признакам.

Для формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста можно использовать следующие дидактические игрушки и строительные материалы: колокольчики, бубен, дудка, барабан, матрешки, формочки от киндер-сюрпризов, пирамидки разного размера и цвета, шарики разного размера и цвета, квадратные и круглые формочки-вкладыши, набор для игр с песком (ведра, совочки, формочки), наборы для игр с водой (ведра, бутылочки, ковшики, черпачки, лейки), наборы пуговиц, ленточек, шнурков разного размера и цвета.

Выделим основные этапы формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста:

От двух до трех лет:
• ребенок обучается отдельным действиям с предметами, постепенно из отдельных «звеньев» складываются «цепочки»: малыш начинает более осознанно выполнять взаимосвязанные действия — вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, впервые пробует помещать меньший предмет по размеру в больший;
• изучает внешние свойства предметов, сделанных из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, металл, ткань), имеющих разный цвет, размер, форму;
• учится работать с плоскостными фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывая их в соответствующие прорези в различ¬ных дидактических наборах (мягкие и жесткие вкладыши);
• самостоятельно собирает пирамидку из 2—3 колец контрастных размеров, с помощью взрослого собирает пирамидку из 4— 5 колец разной величины (от большого к маленькому), подбирая не только по величине, но и по цвету;

Этапы изучения состояния элементарных математических представлений у детей раннего возраста включают в себя:

1. Подбор и группировка предметов по заданному признаку.
Это действие необходимо для выявления уровня развития зрительного восприятия внешних свойств предметов, умения выделять цвет и величину как признак. Здесь ребенку предлагается сложить в коробку всю синюю посуду. Составить вместе все большие стаканы и т.д.

2. Определение количества групп предметов.
Цель: выявить умение определять количество предметов «один — много — мало». Перед ребенком помещается три группы предметов, разных по количеству: 1 яблоко, 2 яблока, 3 яблок. Указывается то на одну, то на другую группу предметов, ребенку предлагается ответить на вопрос: «Сколько здесь яблок?» Если ребенок не может назвать количество предметов, то нужно попросить показать, где одно (много, мало).

3. Составление упорядоченного ряда.
Цель: выявить умение упорядочивать предметы по размеру.
Ребенку предлагается выложить ряд, чередуя большие и маленькие салфетки: «Давай разложим салфетки для яблок: положим большую, потом маленькую».

4. Сравнение множеств по количеству.
Цель: выявить умение определять, в какой группе предметов больше (меньше, поровну). Ребенку предлагается сравнить по количеству: две группы предметов (3 чашки и 2 тарелки, 3 куклы и 3 конфеты), непрерывные множества (2 стакана одинаковой величины, заполненные водой) и установить между ними отношения «больше (меньше, поровну)».

5. Преобразование множеств, изменяющих количество.
Цель: выявить умение преобразовывать множества предметов путем уравнивания, уменьшения, увеличения их количества.
Ребенку для преобразования предлагаются множества, дается задания на их увеличение, уменьшение и уравнивание. На стол в два ряда друг около друга ставятся 3 тарелки и 2 ложки. Ребенок устанавливает, что тарелок больше, ложек меньше. Ему дается инструкцию сделать, чтоб стало поровну. Задаются вопросы: «Что ты сделал? А как по другому можно сделать?» Если ребенок не справляется, то инструкция упрощается: «Добавь еще 1 ложку. Что получилось? Сколько теперь тарелок и ложек?»

Организация игр по формированию элементарных математических представлений у детей раннего возраста включает в себя:
• полученных знаний и умений о количестве в житейские ситуации, продуктивные виды деятельности, нестандартные учебные игровые ситуации, в игру;
• активизацию познавательной деятельности в процессе действий с множествами предметов;
• согласование практической и речевой деятельности детей (вербализация собственных действий детьми или их комментирование педагогом).

Обеспечить необходимую сенсорную базу для формирования у детей математических представлений помогает использование в работе свойств следующих материалов:
• природного материала — воды, снега, льда (холодная(ый), теплая(ый), горячая(ий); можно наливать в разные емкости; мягкий — твердый и др.); песка (сыпучий, сухой, мокрый; можно насыпать, лепить); шишек (колючие, большие — маленькие, много — мало); желудей (гладкие); камушков, ракушек, листьев, палочек, плодов, семян (большие — маленькие; легкие — тяжелые; длинные — короткие, толстые — тонкие и др.);
• сыпучих продуктов — гороха, фасоли, разных круп (насыпать, пересыпать, наполнять емкости; сравнивать на ощупь, по цвету, форме, размеру);
• бросовых материалов: скорлупок орехов, яиц; пенопласта, баночек, коробок разного размера, цвета, формы (складывать, наполнять, пересыпать, отламывать, измельчать);
• бумаги разного цвета, размера, толщины (можно рисовать, заворачивать, отрывать, складывать, мять);
• тканей, губок разного цвета, размера, толщины (можно намачивать, отжимать, складывать, впитывать влагу и др.).

Результаты нашей работы отражены в таблицах 1,2,3.

Анализ результатов показывает, что в результате систематических занятий дети дают положительную динамику в умственном развитии, успешно справляются с поставленными задачами и переходят из одной группы развития в другую, более высокую. Таким образом, можно утверждать, что своевременная систематическая работа в области формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста способствует обеспечению полноценного умственного развития, а также более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

Список используемой литературы:

1. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М. : Просвещение 1984 г.
2. Блехер Ф.Н. "Счет и число в детском саду". Методическое письмо. - М.: 1945 г.
3. Грин Р., Лаксон В. "Введение в мир числа М. : Педагогика 1982г.
4. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.
5. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г.
6. Логинова В.И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". -Л.: 1964г
7. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". -Л. : 1990г.
8. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М. : Просвещение 1987г.
9. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980г.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Формирование элементарных математических представлений (Иванова Т.Л.,Егорова Е.А., ГОБУЗ "МОДРС", г.Мурманск)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: