[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации (Роговицкая О.А., Атрашкевич Г.В., Республика Беларусь)
Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации
earlyhelpДата: Пятница, 13.02.2015, 14:07 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Роговицкая Ольга Адольфовна,
заведующий,
Атрашкевич Галина Викторовна,
заместитель заведующего по основной деятельности
государственного учреждения образования«Ясли-сад №2 г.п. Круглого», Могилевская область, Республика Беларусь

НАШЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – одно из многих учрежденийдошкольного образования Республики Беларусь. Впрочем, нет! Мы индивидуальны, мы по-своему особенные. 1 сентября 2015 года исполнится 25 лет со дня открытия яслей-сада №2 для детей и их родителей. За плечами богатейший опыт наших педагогов и огромное количество выпускников, которыми мы гордимся. В учреждении 4 группы. Образовательный процесс обеспечивает 12 высококвалифицированных педагогов, 75 % имеют высшее образование, 50% - высшую и первую квалификационную категорию.

Наш педагогический коллектив в своей практической деятельности, основываясь на своих наблюдениях, пришел к выводу, что очень важно на самых первых этапах посещения дошкольного учреждения сформировать у детей и их родителей положительное отношение к детскому саду, наладить доброжелательные взаимоотношения, помочь ребенку быстро и безболезненно привыкнуть к новой обстановке, завлечь интересной деятельностью. Нельзя забывать, что полученный неудачный, травмирующий психику и здоровье опыт может вызвать нарушения в личностном развитии ребенка. Поэтому наш коллектив заинтересовала данная
проблема, и мы попробовали её решить в рамках близкого сотрудничества всех участников образовательного процесса: детей, родителей, воспитателей, помощников воспитателей, педагога-психолога, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, медицинской сестры, учителя-дефектолога. Этим опытом и хотим поделиться с коллегами.

Конечно же, первоначально мы поставили перед собой задачи:
- знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью нашего учреждения;
- формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и сверстниками, расширение опыта общения;
- обогащение жизни маленьких детей новыми впечатлениями и положительными эмоциями;
- формирование у детей и их родителей предпосылок к успешному посещению нашего учреждения.

Чтобы правильно организовать работу педагогического коллектива с детьми третьего года жизни в адаптационный период, мы проводим предварительную работу: анализируем предметно-развивающую среду в группе и создаем необходимые условия; подбираем методический материал; планируем работу педагогов и специалистов по данному направлению; проводим День открытых дверей для родителей будущих воспитанников и др.

В День открытых дверей знакомим родителей с визитной карточкой учреждения, представляем педагогов и специалистов, которые будут работать с детьми, проводим экскурсию по учреждению, организуем игры-занятия с детьми и их родителями (см. Рис.1.).

Рис.1.Фрагмент адаптационной игры.

Организация образовательной работы в период адаптациималышей к дошкольному учреждению предусматривает создание условий для различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. А для этого очень важна развивающая среда. Поэтому мы используем разнообразное предметное оборудование при работе с детьми. Это дорожки здоровья, игрушки-каталки, красочные пирамидки, машинки, коляски, конструкторы и др. Любимым местом детей являются стеллажи с игровым и дидактическим материалом (см. Рис.2.).
Рис.2. Предметно-развивающая среда.

Особый эмоциональный фон создаёт«живой уголок», в котором размещены комнатные растения, аквариум с рыбками, клетка с хомяком (см. Рис.3).  Нравится детям и игровая горка «ледокол», она вызывает интерес и любопытство (см. Рис.4). Первые два-три дня с ребенком в группе находится мама, которая активно участвует вместе с детьми во всех делах. Выслушав задание, она при необходимости ещё раз объясняет своему ребенку, контролирует, помогает и поощряет его. Благодаря своему присутствию в группе родители смогли ещё лучше узнать своего малыша, понять, в чём он успешнее и какие у него трудности; смогли понаблюдать и увидеть взаимодействие его со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми.
 

Рис.3. Уголок природы.
Рис.4. Наша горка «ледокол».

Чтобы у ребенка не сформировалось ошибочноепредставление о том, что в детском саду дети находятся вместе с мамой, чьи дети спокойны, доброжелательны, активны, с удовольствием участвуют в совместной деятельности, охотно выполняют просьбы воспитателя, мы рекомендуем оставлять малыша на некоторое время одного, постепенно увеличивая время. Оптимальное время пребывания родителей в группе для каждого ребенка индивидуально.

Каждая неделя в группе посвящена определенной теме. Например, «Давайте познакомимся»,
«Игрушки», «Познаём себя» и др. Игры-занятия проводят педагоги, работающие с детьми раннего возраста. Привлекаются и все другие специалисты учреждения. Занятия организуются в групповом помещении, в музыкальном и спортивном залах, на участке в зависимости от содержания: игровые, познавательные, коррекционно-развивающие, а также прогулки, игры, игровые упражнения. Очень любят малыши «пальчиковые» игры (см. Рис.5), игры-забавы, подвижные и музыкальные игры. С интересом занимаются изобразительной деятельностью, а
именно, рисуют «пальчиками», «ладошкой», «поролоновыми тампонами» (см. Рис.6). На таких занятиях девочки и мальчики испытывают настоящее удовольствие от художественного процесса.


Рис.5. Играем с пальчиками.

Рис.6. Фрагмент занятия «Найди  цыплят»

Обязательно с детьми раннего возраста в адаптационныйпериод занимается  педагог-психолог. Совместнос педагогами и специалистами за три года практики были разработаны и теперь используются в работе тематические сюжетно-игровые комплексы для детей раннего возраста, подбирая количество и содержание игр и упражнений в зависимости от возраста и развития детей. Комплексный подход построения этих занятий способствует тому, что на каждом из них происходит познавательное, речевое, музыкально-эстетическое и физическое развитие детей, обогащение сенсорного опыта, а самое главное у малышей повышается эмоциональный настрой, создается ощущение комфорта и защищенности (см. Рис.7).

Рис.7. Фрагменты занятий с педагогом-психологом,руководителем физического воспитания.

И очень важно то, что родители, вместе со своими детьми, побывав активными участниками игровых комплексов, становятся более открытыми: легче идут на контакт с педагогами, делятся своими проблемами и «педагогическими открытиями», более тесно контактируют с другими родителями. Они имеют возможность знакомиться с интересующей литературой, брать её домой,
получать консультации по всем вопросам воспитания ребенка.

На протяжении месяца педагоги ведут листы наблюдения за детьми с указанием эмоционального фона, активности, отношения к окружающим взрослым и детям, характера деятельности каждого ребенка. Такие данные позволяют им составить прогноз дальнейшей работы с детьми уже в учебном году и выработать рекомендации для родителей. Анализ листов адаптации за три последние годы показывает, что у наших воспитанников преобладает лёгкая степень адаптации, за данный период наблюдалось только два случая средней степени адаптации.

По окончанию адаптационного периода мы проводим блиц-опрос родителей, который позволяет выявить степень удовлетворённости их запросов. Так, 98% родителей положительно отзываются об организации и содержании работы в адаптационный период и отмечают, что зря переживали по поводу поступления своих детей в детский сад.

В заключении отметим, что целенаправленно организованная работа в данном направлении содействует всестороннему развитию детей, уменьшает последствия эмоционального стресса, формирует у них чувство доверия к окружающему миру и, конечно же, повышает психолого-педагогическую компетентность родителей наших воспитанников.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.  Айрапетянц, И.И. Работа с детьми 2-3 лет летом. Методическиерекомендации / И.И.Айрапетянц. – Москва: ТЦ Сфера, 2008. – 128c.
2. Давыдова, О.И. работа с родителями в детском саду:Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ).
3. Жихар, О.П. планирование и организация работы вгруппах раннего возраста «Малыши»: метод.пособие / О.П.Жихар, З.В.Кощеева. – Минск: УП «Технопринт», 2005. –124с.
4. Колдина, Д.Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет /Д.Н.Колдина. – Москва: ТЦ Сфера, 2010. – 144с.
5. Организация работы по образовательной модели «Первыйшаг» в группе «Малыши»: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Авт.-сост.: Г.К.Фурс, М.В.Соловьева, Е.Н.Шаповалова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
– 44с.
6. Пралеска: группа «Малыши». Хрестоматия: пособие дляпедагогов, обеспечивающих получение дошк.образования / сост., авт. вступ.ст.: А.И. Саченко, Л.А. Саченко. – Минск: Нац. Ин-т образования, 2011. – 144с.
7. Терёхина, О.А. Здравствуй, детский сад!:психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению / О.А. Терёхина, В.С. Богословская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006. – 91с.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Психолого-педагогическое сопровождение в период адаптации (Роговицкая О.А., Атрашкевич Г.В., Республика Беларусь)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: