[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ (Чурило Н.А., начальник ОРП ГОБОУ ЦПМСС)
Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ
earlyhelpДата: Пятница, 13.02.2015, 11:22 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Чурило Наталья Адольфовна,
начальник отдела ранней помощи
ГОБОУ «Центр психолого-медико-
социального сопровождения»

В условиях развития инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательной организации и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социализации, поскольку данный тезис убедительно раскрыт в многочисленных работах психологов и педагогов. Подчеркну лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль.Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение создать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка. Осознают ли это сами родители?

Практически все родители детей, посещающих коррекционно-развивающие группы отдела объективно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении со стороны специалистов и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Замечу, что работать с родителями детей с ОВЗ еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие проблемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком — усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоятельство побуждает искать разнообразные варианты работы с родителями.

В своей работе специалисты, взаимодействующие с семьей ребёнка, выполняют следующие функции:
· информационная функция: предложение семье дидактическоеизложение информации, владение которой позволило бы устранить недостаточную психолого-педагогическую компетентность;
· поддерживающая функция: обеспечение психологической поддержкой,которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных семейных отношениях;
· посредническая функция: содействие восстановлению нарушенныхсвязей семьи с миром и ее членов между собой;
· функция развития семьи как малой группы: помощь членам семьиразвивать основные социальные умения и навыки, такие, как навыки внимательного отношения к другому,  понимания нужд окружающих, умения оказывать поддержку и разрешать конфликтные ситуации, выражать свои чувства и замечать чувства других людей;
· функция обучения родителей идетей: раскрытие перед родителями всей многогранности коррекционного психолого-педагогического процесса работы с ребенком,  знакомство с принципами построения таких форм взаимодействия с ребенком,  при которых он чувствует себя уверенно и комфортно.

В соответствии с вышеперечисленными функциями можно выделить следующие виды психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
· информирование;
· индивидуальное консультирование;
· индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери;
· групповая работа: организация работы родительских,  детско-родительских, детских групп.

Проанализировав особенности семьи и семейноговоспитания наших детей, педагоги выработали тактику своего общения с каждым
родителем.

В ходе индивидуального консультирования все родители получают практическую помощь, суть которойзаключается в поиске решений проблемных ситуаций психологического, воспитательно-педагогического характера. Специалист предоставляет семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения  и т. д.

Повышение родительской компетентности достигается путем вовлечения родителей в процесс проведения совместных коррекционно-развивающих занятий с детьми, во время которых специалисты подбирают эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям. Совместные занятия предусмотрены как в рамках индивидуального сопровождения семьи и ребенка, так и в рамках реализации авторской программы психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и младшего дошкольного возраста «Играя,
развиваемся».

Систематическая работа с родителями позволяет скоррегировать нарушения детско-родительских отношений, семейного воспитания, снизить уровень тревожности. В этом специалисты отдела ранней помощи смогли неоднократно убедиться при ежегодном подведении итогов реализации авторской  программы обучения родителейпрактическим методам и приемам взаимодействия с ребенком раннего возраста и ограниченными возможностями здоровья.  Соктября 2014 г. в отделе функционирует «Школа позитивного материнства», в рамках которой реализуются следующие мероприятия: обучающие семинары: «Маленькие ученые» (развитие познавательной сферы детей раннего возраста), «Разговорчивый малыш» (развитие речи и коммуникативной сферы детей раннего возраста), «Азбука эмоций» (развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста); творческие мастерские  «Зимняя сказка», «Знаю, умею, делаю».
 

Поскольк у участникам таких групп предоставляется возможность поделиться собственным опытом и узнать об опыте других, трансформировать картину переживаний  и приобрести навыки саморазвития как основы личностной позиции, данный способ оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является одним из самых эффективных.


Помогают преодолеть сложный периодродителям те, у кого ребенок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период. Объединение родителей в группы очень важно для них, так как это помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помогая друг другу, родители не замыкаются на своем горе и, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Специалисты отдела организовывают и проводят нарегулярной основе тематические выставки детского рисунка, открытые комплексные занятия, детские утренники, устраивают показ кукольных спектаклей. Впервые проведена акция «Привет, дети!».

Для чтения на дому нами, с сентября 2014 г.,выпускаются серии сборников для родителей:
- «Мой малыш» - воспитание ребенка с особыми потребностями».
- «Вы спрашивали – мы отвечаем».
- «Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи, в том, что прежде всего вы – родители, а все
остальное потом».

Почерпнуть знания ввопросах развития и воспитания детей раннего возраста с ОВЗ родители могут и на страницах ежемесячной электронной газеты «Кораблик Детства», публикуемой на сайте отдела.

Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более продуктивной, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат: понимать, что жизнь не останавливается с рождением особого ребенка - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость. Верить, что даже самый безнадежный малыш – это заколдованный принц, живущий в своем удивительном мире. И этот мир просто другой.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Психолого-педагогическое сопровождение детей от рождения до 3 лет с ОВЗ » Психолого-педагогическая поддержка родителей детей с ОВЗ (Чурило Н.А., начальник ОРП ГОБОУ ЦПМСС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: