[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Использование песочного светового стола (Богомолова Ю.В.,учитель-дефектолог ГОБУЗ МОДРС)
Использование песочного светового стола
earlyhelpДата: Пятница, 27.12.2013, 22:25 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 489
Статус: Offline
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОГО СВЕТОВОГО СТОЛА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА,  ИМЕЮЩИМИ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

Богомолова Юлия Владимировна, 
учитель-дефектолог ГОБУЗ «МОДРС»

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов.
Психокоррекционные занятия с детьми раннего возраста должны быть направлены на развитие психомоторной, сенсорной, речевой, интеллектуальной функций.
При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.
Коррекционная работа педагога предотвращает интеллектуальные и эмоциональные отклонения в развитии детей в процессе специальных занятий.
В последнее время все чаще стали применяться методы работы с неструктурированным материалом, например, песочная терапия. Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди
дефектологов, педагогов и воспитателей. Она включает различные способы игры на песке.
Песок – это прекрасный материал для работы с детьми любого возраста. Сухой песок очень приятен на ощупь,Песок
служит прекрасной основой для различных фигурок, которые можно передвинуть или заменить. При этом можно использовать разнообразные игрушки, имеющие символический смысл. Фигурки можно закапывать в песок, можно передвигать их по кругу, создавая разнообразные игровые ситуации. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях. Благодаря ему возникает идеальный тактильный и кинестетический опыт. При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у
ребенка.

Но мне бы хотелось поделиться опытом о методике и организации занятий с детьми раннего возраста в условиях Специализированного Дома ребёнка, а именно о традиционных педагогических занятиях, но перенесенных на песок.
Ребенок данного возраста часто словами не может выразить свои переживания, и ему на помощь могут подойти игры с
песком.
Цель занятий: научить детей конкретным умениям и навыкам, развить определенные психические процессы.
Благодаря использованию неструктурированного материала, мы решаем ряд психолого-педагогических задач:
1. Усиливается самостоятельность ребенка.
2. Развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика.
3. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память и мышление), а так же речь и моторика.
Работать с песком могут дети с различными нарушениями и заболеваниями, кроме некоторых соматических. У ребенка
не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Оборудование: Вам понадобятся во-первых, емкости с песком различных размеров. Во-вторых, набор игрового материала, который должен храниться в открытых контейнерах. Это могут быть средства передвижения, домашние и дикие животные, миниатюрные фигурки людей, постройки и т. д.


Каждое занятие имеет свою структуру.
1.Разминка (или разогревающие игры). Этап прикосновений и игр на поверхности сухого песка.
Цель: снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие тактильной чувствительности, воображения, закрепление знаний о сенсорных эталонах.
2.Непосредственно обучающая часть.
Цель: развитие сенсорных способностей, предметно-практических манипуляций, тонкой моторики, познавательной
и речевой активности.
3.Завершающий этап. Этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.
Цель: приобретение нового сенсорного опыта, благодаря которому дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.
Психолог в ходе занятия обращает внимание детей на изменение тактильной чувствительности при работе с сухим и мокрым песком. Если ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий с песком.
Наши наблюдения доказывают, что занятия с неструктурированным материалом могут наглядно показать родителям
особенности поведения и развития детей. Родители видят, в какой момент и почему ребенок стал излишне агрессивным или робким. Перенос традиционных педагогических занятий на песок дает большой воспитательный
и образовательный эффект.


Итак, игра с песком, особенно для детей раннего возраста, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи совместно с другими специалистами также могут использовать игры с песком, например, в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду послушайте вместе аудиокассеты
"Отпечаткиваших рук"
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:"Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что
чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: "Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь
я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?" Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
Вот некоторые варианты возможных движений:
- "поскользить" ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки )
- выполнить те же движения,поставив ладонь на ребро,
- "пройтись" ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней,кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры
на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
-"пройтись" по поверхности песка отдельно каждым пальцем по очередно правой и левой рукой, после - одновременно
(сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по-два, по три, по-четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
-"поиграть" по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения "вверх-вниз".
"Что же спрятано в песке?"
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем как изменяется песчаный рельеф.
Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Многие из Вас в детстве делали "секретики". Каждый из Вас, наверняка, до сих пор чувствует в руке и видит образ своих стеклышек, фантиков, блестков, цветочков и пр. А ведь "засекречивать" можно не только это, но и буквы, цифры, геометрические фигуры.
Для этого можно загадывать детям разные загадки. А отгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или "пишет" отгадку, вылепливая песочные буквы.
В песочнице Вы можете:
- рисовать на песке палочкой;
- возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);
- рассыпать цветные песчинки,камешки, бусинки в узорном порядке;
- расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.


В песочной терапии могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Используются разнообразные фигурки - реальные и сказочные, мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Это могут быть наборы солдатиков, куклы, игрушки из «киндер-сюрпризов» - все, что допускает Ваша фантазия. Все эти объекты составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. Использование естественных
материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.
В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:
- люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи;
- животные - рыбы (акула, дельфин,золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки), разнообразные представители животного мира;
- растения - деревья, кустарники,цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;
- объекты небесного пространства- солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния; объекты среды обитания - заборы,
ворота, дорожные знаки, мосты; аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки,
небольшие гвоздики, монетки);
- естественные природные объекты- камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Использование песочного светового стола (Богомолова Ю.В.,учитель-дефектолог ГОБУЗ МОДРС)
Страница 1 из 11
Поиск: