[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Дидактическая игра как метод сенсоргоно развития (Сапон С.А, воспитатель ГОБУЗ МОДРС)
Дидактическая игра как метод сенсоргоно развития
earlyhelpДата: Суббота, 21.12.2013, 16:20 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Дидактическая игра как метод сенсорного развития детей-сирот

Сапон Светлана Алексеевна,
воспитатель ГОБУЗ МОДРС
г.Мурманск
Выбор этой темы обусловленеё особенной актуальностью в современных условиях. Мы знаем, для того чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому соответствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими, любовь близких родственников. Понятно, что государственное учреждение может лишь частично выполнять указанные функции. Как показывает практика, дети-сироты раннего возраста, воспитывающиеся в доме ребенка, обычно имеют задержку психомоторного и речевого развития. В доме ребенка дети, как правило, постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения, которая является для них основой формирования социального поведения. Оказавшись в доме ребенка, дети часто попадают в материально обедненную среду. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, особенно для ребенка в раннем возрасте. В данных условиях специалисты (педагоги, психологи, врачи) говорят о депривации. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов. Всем хорошо известно, что психическое развитие младенцев во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в доме ребенка дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая условия депривации, в которых они вынуждены находиться, особо остро стоит задача сенсомоторного развития малышей как основы их дальнейшего личностного становления. Отсюда, отчетлива, видна необходимость создавать в доме ребенка сенсорно насыщенную среду.
Я давно работаю с детьми в возрасте от одного года до трёх лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих способностей детей и вызывают большой интерес у них. Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В программе говориться: с помощью дидактически игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание, взаимосвязи простейших явлений и т.д.). Он использует игру как средство развития: мышления, речи, воображение, памяти, расширяет и закрепляет представления об окружающем.
Большое значение дидактические игры имеют для детей, которые учатся говорить и для более углубленного развития речи. Я вводила дидактические игры в занятия и повседневную жизнь ребят, выявляя, анализируя, закрепляя и вводя новые задания. Для знакомства детей со свойствами снега, песка, воды я стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения, с природными материалами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий.
Каждое такое занятие я стараюсь закончить рисованием, при этом используя различные приемы: рисование пальчиками, ватными палочками, на оргстекле.
Художественная деятельность в раннем возрасте неотделима от познавательной. Исследуя разнообразными способами, материалы малыш знакомится с их свойствами и качествами. Главное в этой деятельности обучение новым способам игровой деятельности и развития эмоционального мира малыша. Развитие творческих способностей сказывается не только на креативном развитии ребёнка, но и снимает отрицательные эмоции, оказывает благоприятное воздействие на психическое самочувствие ребёнка.
Ведущим познавательным процессом  в раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Для этого необходим системный подход, позволяющий ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него обследовательских действий.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Виды работы по развитию у детей предметной деятельности: игра и занятие. Педагогические требования к проведению игр и занятий актуальны для работы с ребенком в доме ребенка, необходимо понимать, что слово «игра» и «занятия» в практической деятельности с детьми раннего возраста весьма условны. Игры и занятия, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач.
Занятия и игры должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала, ежедневно повторяться. Нужно побуждать детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегать к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволит детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Во время игр и занятий надлежит заботиться о хорошем эмоциональномсамочувствии ребенка. Я привлекаю внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживает интерес к занятию. Не следует принуждать малыша к играм при отсутствии интереса к ним, так как у ребенка может возникнуть негативное отношение к поручениям воспитателя и к игровому материалу.
Известно,что с детьми раннего возраста можно проводить занятия длительностью не более 10—15 минут. Чтобы увеличить время занятий до 30 минут, сохранив при этом внимание детей и не перевозбуждая их нервную систему, я разрабатываю конспекты комплексных игровых занятий. Поскольку дети третьего года жизни легко возбуждаются и быстро утомляются от однообразных действий, каждое занятие содержит несколько различных видов деятельности: занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, предметной и художественно-продуктивной деятельности, занятия по развитию моторики. Частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего занятия и снимает утомляемость. Все игры, упражнения, включенные в одно занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным. Как правило, заканчиваю занятие рисованием, при этом использую широкий спектр методов и приемов.
Формы работы по развитию у детей предметной деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.
Наблюдение за окружающим, экскурсии, где ведущая деятельность – зрительное и слуховое восприятие, допустимо проводить со всей возрастной группой.
В заключение я хочу отметить, что дидактические игры способствуют развитию  сообразительности, наблюдательности, дают знания о цвете, величине, форме, качествах предметов, о жизни вокруг малыша и развивают речь малышей.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Дидактическая игра как метод сенсоргоно развития (Сапон С.А, воспитатель ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: