[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста (Юденок Ю.В.,воспитатель ДОУ№4 н.п.Оленья Губа)
Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста
earlyhelpДата: Суббота, 21.12.2013, 15:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста

Юденок Ю.В., 
воспитатель МБДОУ«Детский сад №4 «Солнышко»
н.п. Оленья Губа

Ранний возраст, по признанию специалистов всего мира, уникальный период в жизни человека. В этом возрасте происходит интенсивное овладение речью, общением, мышлением, активно начинают формироваться познавательные способности. Познавательные (когнитивные) способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие
предметов и их внешних свойств), так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное
овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира. При этом важно отметить, что развитие познавательной активности связано с воспитанием ребёнка и возникает исключительно, благодаря ранней социализации малыша, т. е. благодаря взаимодействию с социальным окружением.

Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т.е. наглядно-действенным способом. Предметная деятельность является ведущей в этом возрасте,  так как именно в ней происходит развитие всех сторон
психики и личности ребёнка. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной деятельности малыша происходит
развитие восприятия,а поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием.

Все переживания ребёнка раннего возраста сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.
Назначение всех игрушек -побуждать детей к коллективным играм, содействовать проявлению их инициативы, фантазии. Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Чем больше игрушка дает возможность для различных действий с ней и комбинаций, тем она интереснее для ребенка и тем выше ее развивающее значение. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности.
Особое значение для психологического развития детей раннего возраста имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт
через куклу. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль
кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребёнка.

Кукла является не такой уж простой игрушкой, какой кажется на первый взгляд. Ребенок, играя с куклой, переносит на нее качества своего характера, сопоставляет себя с ней, воспринимая, тем самым, окружающее наиболее ярче и образнее; кукла позволяет ребёнку открыть в мире взрослых новые для него факты и стороны; обыгрывая разнообразные ситуации, примеряя различные социальные роли, он учится проявлять чувства и эмоции; с помощью
образов кукол животных и людей, ребёнок погружается в мир сказок, на примере которых происходит познание и развивается мышление.

Таким образом, игра с куклами является важным средством формирования познавательных и психических процессов, способствующих полноценному развитию ребёнка в раннем возрасте. Изучая методическую литературу о роли куклы в познавательном развитии детей раннего возраста, я натолкнулась на такое понятие, как куклотерапия. Чёткого определения куклотерапии нет, это самостоятельное направление, метод организации воспитания и развития, основанное на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушкой. Этот метод базируется на трёх основных понятиях: «игра» -«кукла» -«кукольный театр». Кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и воспитателя.
Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:
-коммуникативную – установление эмоционального контакта;
-релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
-развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи и т.д.)
-обучающую – обогащение информации об окружающем мире.
В «куклотерапии» используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол: куклы-марионетки, штоковые куклы,
пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие.

Много кукол можно создать своими руками, привлекая к этой работе родителей воспитанников. Это позволило нам объединить общим делом и родителей, и детей, и педагогов. К тому же кукла, выполненная в домашней обстановке, трудами всей семьи несёт в себе не только игровую и познавательную функцию, но и является частичкой тепла
родного дома, а это очень важный момент для ребёнка в раннем возрасте, особенно в период адаптации.

Работая над созданием кукол, мы обращали внимание на соответствие тематике сказок возрасту детей, их интересов, а также их физическим особенностям, т.е. куклы, непосредственно предназначенные для игр детей должны быть лёгкими в управлении.
Дети двух–трех лет любят «общаться» с ожившими в руках взрослого игрушками. Но, оказывается, и они сами могут говорить от лица персонажей. Правда, ростовую куклу или марионетку им еще в руках не удержать, а вот куклой, представляющей собой фигурку на тросточке, им управлять под силу; или игрушкой-попрыгунчиком, резво подпрыгивающей на резиночке.
Так, наряду с фабричными куклами, у нас в группе появились самые разнообразные виды кукольных театров, созданные по мотивам русских народных сказок: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина
избушка» и просто отдельные персонажи близкие и знакомые детям: волк, лисичка, лягушка, ёжик, лошадка и многие другие.

Используя в своей работе «куклотерапию» мне удаётся решать многие вопросы по воспитанию и развитию детей раннего возраста. Наряду с развитием познавательной сферы ребёнка, куклы помогают мне в организации всех режимных моментов: умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать. «Кукла» может показать, спросить, похвалить или о чём-то рассказать. Например, к нам в гости пришла кукла Маша и хочет научиться правильно мыть ручки или причёсываться.
Большую помощь мне оказывают куклы при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. С помощью них легко и просто мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Так, дети рисуют для голодного зайчика морковку, а для мишки лепят ягодки и складывают ему в корзинку.
Восприятие игровой ситуации развивает у детей мышление, внимание; они думают, размышляют о том, как же помочь герою, что сделать для того, чтобы ему стало веселее. Кроме того активно развивается речь, насыщается эмоционально -выразительными оттенками; дети легче запоминают новые слова и выражения, при этом в сознании формируется грамматическая структура.
Дети с большим удовольствием и самостоятельно играют с куклами, таким образом, у них формируются предпосылки сюжетно-ролевыхигр, часто можно увидеть детей играющих вдвоём. В раннем возрасте детям уже доступно самостоятельное проигрывание маленьких эпизодов из знакомых сказок. Особой популярностью пользуется у нас
пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на «руках
-пальчиках».Пальчик-персонаж шевелиться, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. Он развивает способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение.
Образы кукольного театра обладают удивительной способностью влиять на детскую психику как бы «играючи». Театр стал нашим другом и в воспитательном процессе. Ожившие книжные герои приобретают вес в глазах малыша, ему проще отделить хорошее от плохого, так как знакомый сюжет сочетается с живой речью, с нужными оттенками голоса. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Много радости в детскую жизнь вносят куклы, назначение которых, кроме познавательных задач, вызвать весёлый смех, положительный эмоциональный настрой. Театральные куклы несут в себе огромную роль для полноценного развития малышей, но не стоит забывать о том, что они, прежде всего, предназначены для игры и для развлечения.
Игра с куклой– это мир реальности, в котором живёт ребёнок. «Куклотерапия» позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Во время таких игр происходит интенсивное развитие всех психических процессов, формируется познавательная активность и самостоятельность. Кроме того, ребёнок учится управлять собой, удерживать внимание и фантазировать.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Куклотерапия в работе с детьми раннего возраста (Юденок Ю.В.,воспитатель ДОУ№4 н.п.Оленья Губа)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: