[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционный метод коррекции: сказкотерапия (Малышева Е.Т.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
Нетрадиционный метод коррекции: сказкотерапия
earlyhelpДата: Суббота, 21.12.2013, 11:21 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД КОРРЕКЦИИ: СКАЗКОТЕРАПИЯ

Малышева Е.Т.,
воспитатель«Детский сад № 154» Минобороны России
г. Оленегорск - 2

В современной психотерапии широко используется психокорректирующий метод – сказкотерапия. Специалисты – психологи успешно применяют его в работе, как с малышами, так и с взрослыми людьми.
Сказкотерапия для детей раннего возраста играет особую роль в развитии ребёнка, так как в этот период закладываются основы постижении окружающего мира. Чем привлекательнее, безопаснее и счастливее этот мир для ребёнка в детстве, тем более счастливым и уверенным он будет ощущать себя во взрослой жизни.
Привлекательность сказок для психологической коррекции состоит, прежде всего, в естественности развёртывания сюжетной линии, отсутствии нравоучений. В образной форме ребёнок в сказках проживает проблемы, через которые проходило всё человечество (отделение от родителей, проблема выбора, несправедливость и т. д.). И, несомненно,
наиболее важным является то, что в сказке зло всегда наказуемо, но даже из плохих поступков можно извлечь хороший урок.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребёнка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
2.Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
3. Потребность в активности.Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:
1) автономность,которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
2)активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание
партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на
состояние партнеров;
3) социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов;
а) мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими детьми.

Психологи выделяют такие виды сказок:
- художественные(народные, авторские);
- дидактические;
- психокоррекционные;
- психотерапевтические.
Выделяют несколько приёмов работы со сказкой:
1. Анализ сказок. Цель – осознание и интерпритация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.
2. Рассказывание сказок. Можно рассказывать сказку одному ребёнку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный приём позволяет поставить себя на место другого.
3. Сочинение сказок. Педагог и ребёнок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя её всю либо отдельные элементы. Ребёнок может сочинять сказку и самостоятельно. Самостоятельное придумывание сказки
и её рассказывание ребёнком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребёнка, но в то же время действуют в нём.

4. Переписывание и дописывание сказок. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Ребёнок находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.
5. Рисование сказки. Желательно после рассказывания сказку нарисовать, слепить или представить в виде аппликации. Рисуя или работая с пластилином, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
6. Постановка сказки (с помощью кукол). Сказкотерапевты Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева и А. М. Михайлов в книге «Волшебный источник» отмечают широкий спектр воздействия кукол на детей. Как средство перевоплощения, кукла облегчает процесс постановки спектакля, так как далеко не каждый человек, в силу тех или иных причин, способен играть на сцене. С другой стороны, материализуясь в кукле, страх лишается для ребёнка своей эмоционально
напряжённой составляющей. Наделяя куклу теми или иными характерологическими чертами, ребёнок получает опыт оперативной недирективной обратной связи, он видит и ощущает результат своего воздействия на куклу.

7. Разыгрывание сказочного сюжета детьми. Воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка подбирает им соответствующие роли.
Этапы занятия по сказкотерапии:
1. Повторение. Вспомнить, что делали с детьми в прошлый раз, какой опыт приобрели, чему научились. Перед разыгрыванием сказки педагог индивидуально встречается с каждым участником занятия и проговаривает ему
психологические особенности его героя.

2. Разыгрывание сказки. В сказочном сюжете должна быть сюжетная линия, кульминация и развитие сказочного сюжета. Стимулирует развитие сказочного сюжета педагог. Во время разыгрывания сказки главные герои
осуществляют повествование и взаимодействие не по сценарию, а от себя. Каждыйребёнок должен проявить свою личную позицию. У сказки должно быть логическое завершение.

3. Обсуждение. Детям необходимо понять основные идеи сказки, т.е. что хотел передать автор сказки. Педагог заранее подготавливает вопросы: «О чём сказка? Чему она нас учит?». Для выявления видимой и скрытой мотивации героев, обсуждается мнение героев сказки, мотивы их поступков.
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для детей либо строится на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Используемая литература:
1. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
2. Зинкевич– Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. – СПб., 1996.
3.Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – Спб.: Речь, 2004.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционный метод коррекции: сказкотерапия (Малышева Е.Т.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: