[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционный метод коррекции: игротерапия (Кулыгина С.В.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
Нетрадиционный метод коррекции: игротерапия
earlyhelpДата: Суббота, 21.12.2013, 11:05 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Нетрадиционные методы коррекции: игротерапия

Кулыгина С.В.,
воспитатель«Детский сад № 154» Минобороны России
г.Оленегорск - 2

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации
при полном внимании и сопереживании взрослого. Современная наука рассматривает игротерапию как одно из наиболее эффективных средств коррекции неконструктивного поведения.

Игра впервые была использована в терапии З.Фрейдом. «З.Фрейд видел Ганса только однажды, во время короткого визита, и лечение состояло в том, что он посоветовал отцу мальчика, как реагировать на поведение ребенка, основываясь на своих наблюдениях за игрой Ганса». Маленький Ганс - это первый описанный случай, в котором
трудности ребенка относятся на счет эмоциональных причин. Это был новый поворот в детской психологии, так как
на заре ХХ века специалисты обычно считали, что нарушения у детей возникают как результат недостатков в обучении
и воспитании.

Игра для ребенка - это процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на поверхность, вовне, получая возможность взглянуть на них со стороны или научиться управлять ими, либо отказаться от них. Зачастую беседы родителей с детьми, увещевания оказываются неэффективными и малопонятными, особенно
детям раннего возраста. Игротерапия предлагает альтернативу-процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного Я, успешное моделирование собственного настоящего и будущего.У ребенка также появляется привилегия сравнить себя с самим собой, он учится принимать и уважать не только себя, но и других.

Выделяют пять признаков, по которым игру можно отнести к терапевтическому средству:
1.То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
2.Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка.
3.Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
4.Игра позволяет больше узнать об истории жизни ребенка.
5.Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и взрослым и его поведение будет спонтанное.
Именно поэтому все большее значение приобретает игротерапия. Наиболее частыми причинами включения техник
игротерапии в развивающем процессе являются следующие:

- неправильные воспитательные приемы, и в целом стиль воспитания ребенка;
- резкие перемены в жизни семьи (переезд, развод, рождение второго ребенка);
- отсутствие единого подхода родителей в вопросах воспитания;
- отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, доступной возрасту ребенка;
-неправильное построение режима дня ребенка, трудности в овладении бытовыми навыками и навыками самообслуживания;
-трудности в протекании адаптации к условиям детского сада;
-Эмоциональные проблемы малышей (тревожность, застенчивость, капризность, и др.)
-психологическое сопровождение ребенка в период переживания «кризиса трех лет».
Игра для ребенка - самый естественный способ рассказать о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте.
Из основных направлений развития игротерапии, выделенных Г.Л.Лэндретом, терапия отреагирования и недирективная игровая терапия наиболее подходит для работы с детьми раннего возраста. Данный метод может быть использован одновременно и в качестве диагностики, и, прежде всего, как коррекционный и психотерапевтический подход, полезный практически всем детям.
Недирективная терапия не тратит усилий на то, чтобы управлять ребенком или как-то изменить его, основываясь на идее, что поведение ребенка всегда направляется к наиболее полной самореализации.
Рабочая система терапевтических отношений с детьми лучше всего создается в игре, ведь именно игра дает средство для разрешения конфликтов и передачи чувств.
В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Наиболее эффективными в работе с детьми являются игры с народными деревянными игрушками, природными материалами, водой и разнообразными сыпучими материалами (песок, крупы), игры с бумагой, красками и со сказочными персонажами. Многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики
ребенка.

Важность периода раннего детства невозможно переоценить. Именно сейчас у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. Особенно это касается эмоциональной сферы ребенка. Без влияния извне ребенок не становится тревожным, боязливым или агрессивным.
Основной,самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря - игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та -папой. По игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит малышку, что ей нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку - эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы деруться или ребенок не желает с ними дружить -уже
наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых не хватает ему в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.

Мало выяснить проблему - с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму.
Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки,жмурки,в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «совы»,он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «совой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль совы - коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Участвуя в
активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир.

Игры с безопасным взрослым (помимо родителей) позволяют лучше адаптироваться к реальной жизни. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, подражает в игре любимым героям и персонажам. Для этой цели можно использовать народные, ролевые, подвижные игры с предметами. Играть в такие игры
можно уже с первого года.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Интуитивно педагоги понимают тайну «песочной терапии», в
основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством
для развития и саморазвития ребенка.

Многообразие подходов еще раз подтверждает актуальность использования этого метода. Игра оказывает значительное влияние на развитие личности, а также снимает напряженность, страх перед окружающими и тревогу.
А.В.Запорожец писал: «Особое значение имеют психические изменения, происходящие в игре. Они заключаются в формировании у ребенка на основе внешней игровой деятельности умственного плана, в развитии способности
создавать системы обобщенных, типичных образов, окружающих предметов и явлений. И затем совершать различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые совершались реально с материальными объектами».

Игра для ребенка - это радость и удовольствие. Игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней рождения и важнейшее средство психического развития дошкольника. Её специально создает взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Многие методы психологической коррекции и психотерапии в детском возрасте основаны на игре как универсальном способе воздействия на личность ребенка. Одним из таких методов и является игротерапия.

Используемая литература:
1.Заньковский В.В. «Психология детства», М.1996 г.
2. Захаров А.И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка», СПб,1997 г.
3.Бреслав Г.М. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве», М.1990 г.
4.Аникиева М.П. «Воспитание игрой», М.1987г.
5.Карабанова О.А. «Игра в коррекции психического развития ребенка», М.1997 г.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Нетрадиционный метод коррекции: игротерапия (Кулыгина С.В.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: