[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы (Беляева С.В.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы
earlyhelpДата: Суббота, 21.12.2013, 10:47 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста

Беляева С.В.,
воспитатель«Детский сад № 154» Минобороны России
г.Оленегорск - 2

Сказкотерапия— это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей раннего возраста. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными чувствами, переживаниями, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку с особыми потребностями осознать свои проблемы и увидеть пути их решения. Для ребенка раннего возраста (до 3-х лет)
сказкотерапия- это увлекательная развивающая игра вместе с другими ребятами и со взрослым ведущим. Это возраст активного развития восприятия, речи, воображения, образного мышления, крупной и мелкой моторики
.
Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку
усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Из курса литературы известно, что сказка - один из фольклорных жанров. Сказочные сюжеты, по мнению К.Г. Юнга, являются своеобразными матрицами, отражающими основные душевные конфликты человека, суть которых неизменна на протяжении всей истории человечества. Юнг назвал их архетипическими.
Наши предки,занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Это сегодня, опираясь на многовековой педагогический опыт,
мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Излечивающая способность сказки была положена в основу целого направления современной психотерапии, названного сказкотерапией.

Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер.
Сказкотерапия, конечно, наиболее детский метод, так как она обращена к чисто детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Используя метод сказкотерапии мы помогаем малышам достичь внутренней гармонии, потому что и в сказке, и в жизни гармоничная личность выступает как созидатель, а дисгармоничная - как разрушитель. Любая сказка - это победа созидателя над разрушителем, то есть добра над злом. Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций.

Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями. Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно,
не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку необходимо много
сказок и благожелательное отношение родителей и педагогов к сказкам и постоянным "походам" в сказочный
мир.

Каждая сказка уникальна. Однако использование сказкотерапии как воспитательной системы предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
1. Принцип осознанности.
Основной акцент делается на осознании причинно – следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Основная задача взрослого - показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже если на первый взгляд это незаметно. Важно понять место и назначение каждого персонажа сказки.
2. Принцип множественности (понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов). В этом случае задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3. Принцип реальности (осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок). Здесь задачей выступает кропотливое и терпеливое прорабатывание сказочной ситуации с позиции того, как сказочный урок будет использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
Сказка должна быть максимально близкой и понятной ребёнку, поэтому сюжетная линия истории может быть выстроена при учёте его интересов и увлечений (это позволяет создать позитивный эмоциональный фон и больше заинтересовать ребёнка). Проигрывание эпизодов сказки, участие в этих эпизодах дает возможность ребенку
прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции.

В своей работе мы используем метод – проигрывание эпизодов сказки. В связи с этим, подробнее остановимся на этом методе.
Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей – мимики, пантомимики, речевой интонации детей – обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского, в частности, к методу опосредованного включения и отражения эмоциональных переживаний в ходе совершаемых действий. Метод этот получил название физического действия. Его заимствование применительно к дошкольникам дает возможность управлять характером моторного звена эмоционального отклика в тех случаях, когда следует снимать психомышечное напряжение, скованность в жестах, движениях, голосовых реакциях; развивать выразительность моторного звена, эмоционального отклика; побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально - неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта. Анализ литературы приводит нас к выводу: наиболее эффективные средства развития паралингвистических проявлений эмоций – игровая драматизация (Л.П. Стрелкова, Н.А. Сорокина), игровая психогимнастика (М.И. Чистякова), игровые драматизации (Г. Барднер, И.П. Воропаева). Позитивное влияние театрализованной игры на эмоциональную сферу дошкольников
обусловлено её особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя,
воображаемая ситуация). Организуя такие игры - их мы назвали эмоционально - экспрессивными, - педагог должен
учитывать:

1. Специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления.
2.Последовательность в усложнении драматизаций, способов их организации, то есть разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
3.Последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.
Таким образом,подводя итог, можно отметить следующее – эмоциональное развитие ребенка предполагает не только наличие у ребенка природной эмоциональности, но и поддержку со стороны взрослого, соответствующую условиям его субъектной позиции, а также благоприятную основу. Если обратится к трудам отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Л.А. Венгер, Р.С. Буре, Н. Вастерман, С. Дональдсон, К.
Изард, К. Роджерс), нетрудно заметить, что все они подчеркивают необходимость постоянного сопряжения познавательного материала с логикой эмоционального восприятия его детьми. Ребенок должен идти к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства. Так, воздействуя на чувства ребенка, можно общую динамику его поведения привести в соответствие с личностным смыслом, интересами, ценностными установками. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь, усиливается конкуренция мотивов,
совершенствуется механизм «эмоциональной коррекции поведения».

Литература:
Бреслав Г.М.Эмоциональные процессы. – Рига, 1984.
Былкина Н.Д.,Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23-27.
Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14-17.
Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6-9.
Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – Л., 1978.
Додонов Б.И.В мире эмоций. – Киев, 1987.
Додонов Б.И.Эмоции как ценность. – М., 1978.
Ежкова Н.М.Эмоциональный компонент образования: проектирование содержания // Дошкольное воспитание. 2005. № 10.С. 26-28.
Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
Изотова Е.И.,Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. - М.,2004.
Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург,2004.
Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. – М., 2002.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
Поляк Л.Я.Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок.- СПб., 2001.
Русанов В.Л.Занимательные задачи сказочного характера // Начальная школа. 1987.№4.С. 13-15.
Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М., 1978.
Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду. – Ростов-на-Дону, 2005.
Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника. – М., 1966.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы (Беляева С.В.,воспитатель ДОУ№154 г.Оленегорск-2)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: