earlyhelp | Дата: Пятница, 20.12.2013, 22:07 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
| Коррекционные возможности куклотерапии в работе с детьми раннего возраста Лукичева Яна Николаевна, воспитатель ЦИПР, учитель-логопед, Благушко Мария Викторовна, педагог-психолог, старший воспитатель МБДОУ«Детский сад № 6 «Светлячок» г.Гаджиево Интерес к использованию арттерапии в работе с детьми постоянно растет. Возможности арттерапии постоянно расширяются. Но наряду с новыми методами остаются актуальными такие, как музыкотерапия, сказкотерпия, изотерапия, куклотерапия. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир наглядно-действенным способом, именно в предметной деятельности происходит развитие всех сторон психики и личности ребёнка. Для активной предметной деятельности нужны специальные игрушки, которые позволяли бы совершать с ними самые разнообразные действия, но при этом были реалистичны и передавали бы типичные черты действительности. Такими специальными игрушками могут являться куклы. В толковом словаре В. Даля сказано: «Кукла - это сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочего материала подобие человека или животного». При всей своей кажущейся простоте кукла обладает огромными развивающими и коллекционными возможностями. Она позволяет даже самому маленькому человеку отождествлять ее с собой, переносить на нее качества своего характера, способствует разыгрыванию различных ситуация, проявлению чувств и эмоций, погружению в сказочный мир. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков. В психологии куклотерапия является одним из направлений арттерапии. Данный метод позволяет использовать куклу промежуточный объект взаимодействия ребёнка и воспитателя. Куклотерапия широко применяется в педагогике, психологии, логопедии, позволяя педагогу превратить игрушку в уникальное средство своей практической и исследовательской деятельности. Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия: - Коммуникативную – установление эмоционального контакта; - Релаксационную – снятие эмоционального напряжения; - Развивающую – развитие психических и познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления, реи и т.д.) - Обучающую – обогащение информации об окружающем мире В «куклотерапии» используются самые разнообразные куклы, являющиеся не только отдельно взятыми персонажами, но и представителями многочисленных видов театральных кукол: куклы – марионетки, штоковые куклы, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие. Но нас заинтересовали возможности создания кукол собственными руками. Руками педагогов и родителей. Современные материалы позволяют сделать куклу на любой вкус, которая бы при этом обладала безопасностью, практичностью, многофункциональностью. Если вернуться к функциям куклотерапии, то для самых маленьких подойдут куклы, помогающие установить эмоциональный контакт и реализующие релаксационную функцию: мягкие, добрые, похожие на самих малышей. К таким куклам можно отнести вальдорфских куколок-пеленашек, кукол-бабочек(рис. 1, 2, 3). Дети полутора–трех лет любят «общаться» с ожившими в руках взрослого игрушками. Но, оказывается, и они сами могут говорить от лица персонажей. Правда, ростовую куклу или марионетку им еще в руках не удержать, а вот пальчиковой куклой им управлять под силу. Пальчик – персонаж шевелиться, танцует, подпрыгивает, разговаривает. Это лучший тренажер для развития речи, познавательной и эмоциональной сферы ребёнка (обучающая и развивающая функции). Пальчиковые куклы развивают способность поддерживать диалог и говорить самостоятельно, кроме того игра просто повышает настроение. Здесь хорошо использовать самые разнообразные виды кукольных театров, созданные по мотивам русских народных сказок: «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и просто отдельные персонажи близкие и знакомые детям: волк, лисичка, лягушка, ёжик, лошадка и многие другие (рис. 4, 5) С помощью пальчиковых кукол можно не только разыгрывать спектакль, но и играть в футбол! (рис. 6) Куклы помогают в организации всех режимных моментов: умывание, кормление, одевание на прогулку, укладывание спать. «Кукла» может показать, спросить, похвалить или о чём-то рассказать. «Оживив»куклу, можно ненавязчиво научить малыша мыть руки, кушать, быть щедрым и многому другому. С помощью кукол можно мотивировать малышей на ту или иную деятельность. Так, дети рисуют для голодного зайчика морковку, а для мишки лепят ягодки и складывают ему в корзинку. При этом у детей развивается мышление, внимание; активизируется речь. Дети с большим удовольствием играют с куклами самостоятельно, а это способствует формированию предпосылок сюжетно–ролевых игр. Использование куклы–говорушки (перчаточной куклы с открывающимся ртом) (рис. 7) помогает разыгрывать сказку в ролях, решая при этом разные важные коррекционные задачи, например: достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции, возможность свободно общаться, развить произносительную сторону речи, мелкую моторику, сформировать эмоционально-волевые качества ребенка, возможность вступать в диалоги с другими детьми, помогают ребёнку формировать речь, пополнять словарный запас, развивать артикуляционный аппарат. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребенка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. Плоскостные куклы.Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона, тонкой фанеры, фетра. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. С помощью таких кукол особенно хорошо удается инсценировать потешки, песенки и мини-сказки. (рис 8). С помощью плоскостных кукол можно решать развивающие и обучающие задачи. Например: педагогпо казывает детям куколку-матрешку и говорит, что это мама матрешка: Вот матрёшка-мама, дочка где не знаю. Прячется малютка, вот она какая! Появилась дочка маленького роста С ней матрёшка-мама, загляденье просто! (С. Рещикова) Далее педагог показывает, как можно вложить в кармашек дочку-матрешку, сопровождая действия словами: «Мама-матрешка большая, а дочка - маленькая». «Мамы-матрешки потеряли своих дочек (оставляет на столе только мам). Давайте поможем мамам их найти (мама-матрешка и дочка-матрешка отличаются только размером). Дети выполняют задание, помещая дочку-матрешку в кармашек маме-матрешке (рис 9). Для ребенка раннего возраста наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с детьми – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции. Кукла – совсем не обычный предмет. В раннем возрасте кукла становится для ребенка заместителем другого человека в игре и верным игровым партнером (рис 10). Но оживить куклу и сделать ее настоящим другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок способен только с помощью взрослого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что игра с куклой позволяет объединить интересы ребёнка и задачи взрослого. Кукла помогает ребенку из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Она служит для ребенка своего рода защитой, психологической опорой в его общении со взрослыми и сверстниками. Использование кукол на занятиях, в индивидуальной работе с детьми помогают корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка, развивают речь, укрепляют связь ребёнок – педагог.
Список литературы: 1. ДороноваТ.Н.Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет. Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 2005. 2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению – М., Книголюб, 2003 . 3. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. – СПб.: Речь, 2006. 4.Е.Янушко: Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет . – Теренвинф, 2013. 5. Лыкова И.А.Театр на пальчиках. – М.: Карапуз, 1997.
Использованы фотографии авторов, а так же – фото из интернет-источников: http://vk.com/album-18324525_120657931 http://www.livemaster.ru/item/2689437-kukly-igrushki-kukla-babochka www.shillopop.com http://www.numama.ru/blogs....ka.html http://cluclu.ru/blog/myagkie_igrushki/53.html http://nadezdakestner.livejournal.com/
|
|
| |