[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Музыкальная терапия для детей раннего возраста (Зерина С.А.,муз.руководитель ДОУ №6 г.Гаджиево)
Музыкальная терапия для детей раннего возраста
earlyhelpДата: Пятница, 20.12.2013, 21:25 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Музыкальная терапия для детей раннего возраста

Зерина Светлана Александровна, 
музыкальный руководитель ЦИПР, МБДОУ «Детский сад № 6 «Светлячок», 
г.Гаджиево

Здоровый,воспитанный, добрый, жизнерадостный малыш – как этого добиться? Немало повседневного тяжелого труда, времени, знаний и умений необходимо вложить, чтобы правильно вскормить, вырастить и воспитать ребенка. Старинная легенда рассказывает о матери, которая обратилась к мудрецу с вопросом, когда ей надо начать воспитание своего шестимесячного сына, и мудрец ответил ей, что она опоздала ровно на полгода. Не опоздайте же вы!
Все родители желают своим детям благополучной и счастливой жизни, хотят, чтобы она была наполнена богатыми и интересными событиями, и чтобы в ней непременно было место музыке. Над этой задачей работают музыкальные руководители в детском саду, бьются учителя музыки в школе, но чаще всего их усилия не приводят к желаемому результату. Очевидно, что только детский сад или школа не в состоянии решить проблему приобщения ребенка к музыке, развития его музыкальности. Более половины успеха музыкального воспитания ребенка, развития его музыкальных способностей зависит от участия в этом процессе родителей. С чего же следует начать? Когда появляются предпосылки музыкальности ребенка?
Ранний возраст – это основная ступенька приобщения ребенка к миру художественной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Приобщение ребенка в раннем детстве к искусству начинается со знакомства с
народным творчеством и классическими художественными произведениями. Это ритмы и мелодии народных песен, образцы словесного фольклора; формы и краски орнаментов на игрушках, звучание разных музыкальных инструментов. В это время развиваются прежде всего сенсорные способности детей, связанные с восприятием
произведений искусства. Это происходит на фоне только формирующейся эмоциональной отзывчивости на музыку, художественное слово, произведения изобразительного и театрального искусства. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов исполнителей.

Начальный этап жизни - один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Уже в первые месяцы жизни ребенок трепетно относится к звукам окружающего мира. Он радостно реагирует на голос матери, улыбается, услышав пение взрослого. Уже в 3-4 месяца малыш способен различать звуки колокольчика, дудочки, отыскивает звучащий предмет взглядом, расстраивается,
если слышит грубые, резкие интонации, подражает любимым голосам. Такая чуткость к зву
камобусловлена особенностями нервно-психического развития младенца.
Известный ученый, музыкант и педагог М.Л.Лазарев утверждает, что погружение ребенка в атмосферу музыки должно начинаться ещё до его рождения. Музыка, по его мнению – очень сильное средство воздействия на развивающийся плод. В разработанной М.Лазаревым методике будущей маме рекомендуется ежедневное прослушивание записей произведений великих композиторов-классиков Л.Бетховена, Ф.Шуберта, А.Вивальди, В. Моцарта, П.Чайковского, С.Рахманинова. Звуки классической музыки благотворно влияют на формирование костной структуры, звуковые вибрации стимулируют кровообращение внутренних органов. Будущая мама должна и сама обязательно петь.
Как следует стимулировать музыкальные способности малыша в этипериоды?
С самого рождения необходимо как можно больше петь ребенку. Ведь даже самые лучшие музыкальные игрушки не заменят нежные и ласковые интонации, красоту маминого голоса. Так ребенок получает первые музыкальные впечатления, значимость которых трудно переоценить.
Родившись,малыш начинает реагировать на музыкальные звуки активными действиями(оживляется, прислушивается). До трех месяцев ребенку следует петь простейшие попевки, побуждать его прислушиваться к звучанию колокольчика, погремушки.В 2-3 месяца по восторженной улыбке своего чада вы сможете определить,какие песенки ему нравятся, а к каким он равнодушен. В этот период жизни обогащайте слуховой опыт ребенка нежными, ласкающими слух, приятными музыкальными звуками, извлекаемыми при помощи детских музыкальных инструментов, музыкальных игрушек (колокольчики, бубенчики, деревянные кубики, маракасы др.). Обращайте внимание на то, как ребенок реагируе тна разные звуки, какие его радуют,веселят.
От 3 до 6месяцев взрослый может напевать веселые и спокойные мелодии, перемещаясь по комнате и вызывая у ребенка желание найти взглядом источник звука. Ритмичность движений можно формировать, сгибая и разгибая в такт напеву ручки и ножки малыша. Начиная с 3-4 месяцев можно привязывать детские музыкальные инструменты(бубенчик, колокольчик) к ножке или ручке ребенка, чтобы, двигаясь, он реагировал на музыкальные звуки,извлекаемые самостоятельно. Это интересно детям, пробуждает в них интерес к движению, к исследованию, к общению и, конечно же, к музыке.
Элементарный слушательский опыт позволяет малышу к полугоду сосредоточиваться на звучащей музыке, внимательно слушать ее в течение 20-30 секунд.
Слушая музыку совместно с ребенком,не забывайте о подвижных играх.Они должны быть с активизацией движений рук и ног малыша. Сгибайте и разгибайте его ручки и ножки под музыку или пение.
От 6 до 10месяцев следует поощрять первые простейшие самостоятельные движения малыша (хлопки в ладоши, встряхивание погремушкой), сопровождающее пение взрослого. В этот период можно отметить напевное произнесение звуков, что являются показателем активного восприятия музыки. В7-9 месяцев ребенка можно посадить перед собой и наклонять в стороны в такт музыке или песенке.Можно потанцевать под звучащую мелодию, держа малыша на руках и выделяя ее ритмический рисунок, темп. Важно,чтобы ребенок почувствовал их в процессе движения.
Через пение следует знакомить ребенка с другими родственниками. Игра «Кто пришел?» предполагает, что каждый член семьи, появляющийся в поле зрения ребенка, должен спеть ему приветственное слово. Например, дедушка или бабушка споют: «Здравствуй, внучек мой любимый!» или «Здравствуй, мое солнышко!» Коротенькие музыкальные приветствия следует придумать братьям и сестрам, дядям и тетям. При таком общении ребенок очень быстро начнет узнавать членов семьи по голосу.
От 1года музыкальные впечатления ребенка должно быть более разнообразным. Песенки могут сопровождать различные музыкальные инструменты ( погремушки, колокольчики, бубны, металлофоны, ложки и т.д.). малыш начинает подпевать взрослому отдельные слоги, звуки. Ритмичное чувство развивается в движениях (похлопать в ладоши, позвенеть погремушкой, выполнять несложные движения.) К 9 месяцам жизни младенец откликается на пение взрослого гулением, он пытается подпеть ему, старается приобщиться к этому процессу. Обязательно заметьте этот момент, похвалите ребенка.Для активизации речевых проявлений малыша используйте русские народные мелодии: «Агу-агу!», «А-а! А-а!»,«Баю-баю!», «Дудочка», «Бубен», «Колокольчик»и др.
Музыкальное восприятие, пение, музыкально ритмические движения – все это входит в жизнь ребенка, формируя его художественную культуру, расширяя кругозор. Яркость основы музыкального развития и разнообразие музыкальных впечатлений малыша достигается как обилие в раннем возрасте различных мелодий, так и тембром звучания одной и той же мелодии на различных музыкальных инструментах (триоле, детском аккордеоне, металлофоне и тд.), с которыми ребенок знакомиться в процессе музыкальной деятельности с педагогом и в повседневной жизни. Это повышает устойчивость слухового внимания, одновременно дифференцирует слуховые ощущения. Музыка пронизывает повседневную жизнь малыша. Ласковая песенка при умывании («Водичка- водичка, умой мое личико» или «В руки мыло мы возьмём и водичкою польем, моем быстро, быстро, быстро, моем чисто, чисто, чисто»), нежная колыбельная при укладывании в кроватку, помогают ребенку усвоить связь между действием и пением, облегчают ему усвоение правил режима. Приобщение к пению в этом возрасте достигается произношением взрослым звукоподражаний,
слов с различной интонационной, динамической окрашенностью (громче, тише) в сочетании с мимикой и пантомимикой (грозим пальчиком, покачиваем головой). Играя с ребенком под пение, взрослый вызывает подражание. Исполнение песенок различных по содержанию, может сочетаться с показом игрушки, про которую поет взрослый, с действиями с ней под пение (птичка летает, зайка прыгает).


В русской народной культуре
 существует множество попевок, потешек и частушек, которые не трудно разучить взрослым и исполнять на мотив широко известных народных песен: «Во поле березка стояла», «Пойду ль я, выйду ль я», «Трава моя,трава», «Я на речку шла», «Ладушки» и др. Попробуйте сами придумать несложные мелодии, поэкспериментируйте. Это очень занимательный процесс, сближающий всех членов семьи. Главное — не комплексуйте, общаясь с ребенком при помощи пения. Помните, что качество исполнения меньше всего интересует вашего малыша: он увлечен родным и самым комфортным для него тембром голоса, эмоциональностью его звучания. Пение должно сопровождать самые разные действия взрослых по отношению к ребенку.
Малыш растет, устойчивее становится его интерес к звукам, музыке, пению. Родители продолжают петь ему, но уже варьируя этот процесс. Можно петь тихо или громко, выделить сильную и слабую доли песенки интонационно.Можно исполнить песню высоким голосом или низким, ритмично,как марш, или плавно и лирично, как вальс или романс. Одна и та же песенка способна быть грустной или веселой.
Самым любимым занятием детей этого возраста становятся игры со звучащими предметами, поэтому, чем больше их будет, тем лучше. Подойдут для таких игр крышки от небольших кастрюлек,деревянные и металлические ложки, деревянные дощечки, брусочки и палочки разных размеров, фольга, погремушки.Пусть ребенок бросает эти предметы, извлекает из них звуки, самостоятельно осваивает процесс звукосочетания.
Легко изготовить звучащие игрушки самостоятельно.Для этого возьмите пустые пластиковые флаконы из-под шампуня или крема, наполните их фасолью,горохом, манной крупой, сахарным песком,крупной солью, речным или морским песком, мелкими камешками и т. п. Крышки бутылочек следует плотно завинтить или посадить на безопасный (нетоксичный) клей. Получаются интересные и занимательные игрушки, которые обогащают слуховой опыт малыша.
Необходимо покупать ребенку звучащие игрушки, музыкальные мячи, каталки, молоточки и др. При покупке обратите внимание на качество издаваемого игрушкой звука, его мелодику. Он должен не раздражать, а ласкать слух. Приобретите какой-нибудь детский музыкальный инструмент: металлофон, ксилофон или виброфон. Наигрывайте на нем детям простые мелодии. Освоить процесс игры на этих инструментах крайне просто: ноты соотносятся с цифрами, а в комплекте к игрушке содержатся цифровым способом набранные музыкальные партитуры.
Постепенно музыка начинает сопровождать ребенка в новых проявлениях: физических упражнениях, танцах, игровых упражнениях. Особенно интересна детям музыкальная игра «Ладушки». Сначала взрослый поет ребенку песенку, показывает, как играть в «Ладушки». Затем берет малыша за ручки и выполняет движения совместно с ним. Потом ребенок самостоятельно выполняет их под пение взрослого, который тоже делает хлопки в ладоши.
Радость от прослушивания музыкального произведения выражается не только в эмоциях, но и в элементарных танцевальных движениях. Это один из первых показателей эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку.
Ведущее место во второй год жизни занимают задания на развитие музыкально-сенсорных способностей детей – на различение высоты, силы, тембра, длительности звука. Для этого необходимо организовывать игры со звучащими музыкальными игрушками, детскими музыкальными инструментами. Появляется подпевание, воспроизведение
мелодии.

Ребёнок начинает активно реагировать простейшими плясовыми движениями на начало и окончание мелодии. Он осваивает простейшие игровые действия и танцевальные движения: хлопки в ладоши, полуприседания («пружинка»), вращения кистями рук. Во втором полугодии детям поют песенки спокойного, плясового, маршевого характера. Для занятий можно использовать игрушки (мишку, куклу, зайчика), которые приходят в гости посмотреть на успехи
малыша и вместе с ним научиться петь и плясать.

На третий год жизни продолжается формирование голосового аппарата ребенка и развитие речи, что позволяет малышу активнее подражать пению взрослого. Ритмические движения обогащаются за счёт освоения основных движений – ходьбы, бега, подпрыгивания, использование которых позволяет передать разный характер музыки, динамику. Слушание музыки может сопровождаться подпеванием и одновременно ритмическими движениями. Игры включают
занимательные ситуации и проводятся с участием персонажей («зайчик», «котик» и пр.) в процессе формирования
музыкально-ритмической деятельности взрослому важно демонстрировать семиотическое значение движений, несущих
различный обобщенный смысл, при этом связывая и с образом песен или стихов. Взрослый пожал плечами, покачал головой ( как «мишка»), топнул ногой («рассердился мишка»), покивал головой («идёт бычок качается, кивает головой»), помахал на прощание, погрозил пальчиком («как курочка в песенке «Цыплята»). Всё это помогает ребенку, особенно с нарушением слуха, использовать эти знаки в общении.

Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявит звуковые возможности игрушек, попавших ему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Активизировать деятельность малыша с музыкальной игрушкой можно в игре «Музыкальные прятки», в которой ребенок ищет источник звука. Речь, соединенная с движением и
вплетенная в предметную деятельность, формирует моторные навыки.

Развитие моторного компонента предметной деятельности ребенка в раннем детстве опирается на связь слова и движения. Ребенок начинает действовать с музыкальной игрушкой, включаться в совместные игры со взрослым под музыку и пение, приобщаться к художественно-речевой деятельности.

Список литературы:
1.Т.И.Тарабанина. Ребенок от рождения до 3 лет. – Ярославль, 2007.
2. Т.Сауко, А. Буренина. Топ-хлоп,, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – Спб., 2001.
 
Форум » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Музыкальная терапия для детей раннего возраста (Зерина С.А.,муз.руководитель ДОУ №6 г.Гаджиево)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: