[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Арт-терапия как метод развития речи у детей с ОВЗ (Юдинцева М.В.,воспитатель ГОБУЗ МОДРС)
Арт-терапия как метод развития речи у детей с ОВЗ
earlyhelpДата: Пятница, 20.12.2013, 21:13 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Арт-терапия как метод развития речи у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Юдинцева Мария Владимировна
воспитатель ГОБУЗ «МОДРС»

Ранний возраст — это новая ступенька приобщения ребенка к миру художественной культуры. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямохождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в развитии речи; наглядно-действенного мышления, основ воображения и памяти и т.д.
В раннем возрасте развитие ребенка зависит от сотрудничества с ним взрослого, близкого или знакомого человека. Ряд исследований, проведенных отечественными учеными, показали, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешнее в условиях личностного контакта ребенка на фоне предметной деятельности, а присутствие и опосредованная помощь взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую деятельность. Взрослый выступает как партнер по совместным действиям. Эмоциональный
фон занятий, ситуативно-личностное общение, настрой ребенка, его заинтересованность лежат в основе решения задач, поставленных в занятиях приобщения к художественной деятельности.

Нельзя не учитывать и другие особенности раннего развития ребенка:
восприимчивость и эмоциональная отзывчивость на окружающий мир предметов и явлений;
речевая подражательная способность; способность различать речевые звуки; способность намного раньше получать удовольствие от ритмических действий, ритмической речи, звуков, (стихов, песен, музыки), чем от смысла произносимых слов.
ранняя социализация ребенка в речевой деятельности;
преобладание наглядно-действенного восприятия;
развитие начал исследовательской деятельности (обследование, рассматривание предметов, сравнение при выборе).
Эти особенности развития ребенка раннего возраста дают возможность организовать процесс воспитания и обучения, в основе которого лежат принципы сотрудничества и партнерства; постепенного освоения знаний и интеграции разных видов деятельности.
Ранний возраст детей с ограниченными возможностями здоровья также характеризуется особенностями, которые выражаются в отставании развития сенсорной системы, предметной и речевой деятельности, двигательной сферы, задержке эмоционально-личностного общения. Наличие этих нарушений обусловливает необходимость включения ребенка с ОВЗ в раннем возрасте в мир художественной культуры, поскольку искусство в той или иной степени может обеспечить коррекцию недостатков развития и формирования личности.
Особенностью изобразительной деятельности детей с различными нарушениями является задержка в появлении этого периода, несовершенство восприятия, перцептивных действий, недифференцированность цветоощущений, несформированность мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточность пространственных ориентировок.
Рисование илепка – виды деятельности, в которой ребенок учится различными материалами и приемами, разными изобразительными средствами изображать окружающий мир, выражать свое отношение к нему. Развивая у малыша интерес и желание заниматься художественной деятельностью, нельзя забывать, что стихи и песенки помогают
намного ярче воспринимать и глубже запоминать изучаемый предмет или материал, а также стимулирует развитие
речи ребёнка. Огромное значение в развитии речевой деятельности и формировании зачатков речевого поведения
имеет искусство художественного слова, знакомство с поэзией малых форм, прозой (фольклорной и авторской). Создание таких связей между действием, словом и предметом особенно важно детям с нарушением зрения и слуха, речи, ДЦП, задержкой психического развития, умственной отсталостью, поскольку позволяет использовать речь в качестве коррекционного средства в формировании моторики, сосредоточивать внимание на предметах и речевых действиях.

Качественный скачок в развитии художественной деятельности детей с ОВЗ происходит, когда у малыша начинает появляться активная речь. Процесс формирования речевого общения со взрослым помогает в развитии предметных действий, что, в свою очередь, обеспечивает развитие сенсорной системы ребенка с проблемами в развитии слуха, зрения, речи, с умственной отсталостью, задержкой психического развития, а также дает больше возможностей
в осуществлении коррекционной работы посредством разных видов искусства.

Рисуночные сессии с детьми раннего возраста не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Ценность рисования пальцами с точки зрения диагностики индивидуальности описывается психологом Асей И. Кэйдис. В качестве сильных сторон метода перечисляются:
- свобода от двигательных ограничений;
- свобода от культурного влияния;
- свобода от социального давления;
- отсутствие проблем эквивалентных форм.
Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми раннего возраста являются тесто и пластилин. Для занятий следует использовать мягкое теплое тесто и мягкий пластилин хорошего качества.
Занятия рисованием и лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе рисования, обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор
с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое
подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Примеры занятий смотрите в приложениях (скачать).

Использованные источники:
1.Радуга.В. В. Гербова «Учусь говорить» М., 2001г.
2.http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki18.php.
3.Е. Ю. Кихтева «Рисуют малыши. Игровые занятия с детьми 1 - 3 лет» М., 2009г.
4.http://www.specialneeds.ru/artpedagogika-i-artterapiya-v-spetsialnom-obrazovanii-str69.html.
5.http://www.child-psy.ru/rabota/401.html.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Арт-терапия как метод развития речи у детей с ОВЗ (Юдинцева М.В.,воспитатель ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: