[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Архив - только для чтения
Модератор форума: earlyhelp  
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Зоотерапия в работе с детьми раннего возраста (Писарева Н.В.,Кочнева О.Б.,Петрушенкова С.В. ГОБУЗ МОДРС)
Зоотерапия в работе с детьми раннего возраста
earlyhelpДата: Пятница, 20.12.2013, 20:51 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Статус: Offline
Зоотерапия как альтернативная форма работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка

Учителя-дефектологи (логопеды): Наталья Викторовна Писарева,
ОльгаБорисовна Кочнева,
педагог-психолог Светлана Валерьевна Петрушенкова
ГОБУЗ МОДРС, г. Мурманск

Основная задача Дома ребенка – оказание детям специализированной помощи, которую организует команда специалистов. В своей работе мы опираемся на учение Л.С. Выготского о компенсации и строим реабилитационный процесс с опорой на сохранные стороны личности ребенка. При таком подходе существенно возрастает роль психолого-педагогической реабилитации, т.к. именно в этом направлении решаются проблемы развития и коррекции психофизиологических механизмов личностного развития.
Мы реализуем это направление реабилитации в режиме психолого-педагогического сопровождения, включающего в себя следующие аспекты работы:
- осуществление ранней психолого-педагогической диагностики, последующей коррекции и контроля над ходом развития ребенка;
- создание условий для успешной адаптации, эмоционального благополучия, максимальное нивелирование проявлений психической депривации;
- внедрение новых педагогических технологий.
Нами используются следующие формы и методы работы:
- методика Монтессори, позволяющая решать задачи накопления сенсорного опыта, формирования наглядно-действенного мышления и произвольной деятельности;
- сенсорная комната, которая решает задачи снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, стимуляции ослабленных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), создания положительного эмоционального фона, получения дополнительных стимулов извне;
- сказкотерапия; музыкотерапия; изотерапия; коммуникативное общение.
Но далеко не все из перечисленных современных методик приносят желаемый результат.
Одним из молодых направлений помощи детям, воспитывающимся в Доме ребенка, является терапия при помощи животных, выявляющая эффективность и пользу в развитии детей.
В Доме ребенка находятся дети от 0 до 4 лет. Поэтому, учитывая возможности данного возраста и особенности детей, оставшихся без попечения родителей, основная цель в работе педагога – развитие эмоциональной сферы ребенка, профилактика и коррекция невротических реакций и поведенческих отклонений.
В рамках поставленной цели зоотерепия совместно с другими методами помогает решать следующие задачи:
· активизация восприятия и познавательной сферы, вызов простых эмоциональных реакций на общение с животными;
· создание позитивной эмоциональной среды с возможностью расслабления и самовыражения (особенно хорошо при эмоционально-личностных нарушениях: тревожность, агрессивность, гиперактивность);
· снятие стрессовых состояний, снижение возбуждения;
· преодоление страхов перед общением с животными;
· повышение стремления к контактам у детей с нарушениями общения и поведенческими отклонениями.
Помимо этого развивающими возможностями при взаимодействии ребенка с животным являются:
· познавательные возможности (наблюдение за интересным поведением животных, расширение кругозора);
· развитие речи;
· развитие общей моторики, зрительно-моторной координации;
· воспитательные возможности – воспитание доброты, любознательности, аккуратности и т.д.
Занятия в океанариуме включают как пассивную, так и активную деятельность с участием животных. Пассивная является первой частью занятия: это наблюдение за тюленями в свободной обстановке и во время представления. При этом дети не контактируют непосредственно с животными, а получают ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия: радуются, смеются, становятся более живыми и раскрепощенными. Как известно, любые сильные положительные эмоции всегда приводят к выработке эндорфинов в головном мозге.
Во второй части занятия – активной деятельности с участием животных – дети могут индивидуально подойти к тюленю, погладить, поиграть с ним в мяч.
В коммуникативной системе человека тактильный канал хотя и не является ведущим, но имеет большое значение, т. к. связан с ощущением единства с группой (семьей, с партнерами по совместной деятельности).
В определенных ситуациях именно тактильная коммуникация выступает на первый план. Велика ее роль на ранних этапах онтогенеза, когда тактильные контакты ребенка с родителями (и в первую очередь, с матерью) совершенно
необходимы для нормального развития психики. К сожалению, этого лишены воспитанники Дома ребенка, и тактильная
депривация детей обусловливает дефекты развития эмоциональной, а также когнитивной сферы, предопределяет
невротические тенденции в формировании личности на более поздних стадиях развития. Тактильная коммуникация
детей, лишенных материнской заботы, возвращает их к истокам, в «прошлое», без которого не формируется чувство
постоянства. Только это чувство отвечает за возникновение доверительных отношений к человеку, к миру в целом. Именно поэтому тактильная коммуникация позволяет проводить достаточно эффективную коррекцию.

Во взаимодействии с животным депривированный ребенок получает соответствующий коммуникативный опыт, который порой другим путем он получить не может.
Участие в такой деятельности положительно влияет на адаптацию в человеческом обществе, на уверенность в себе и настроение, т.к. преодолевая первое чувство страха перед
общением с животными, ребенок учится устанавливать контакт уже не только с животным, но и с человеком.

Коммуникативный опыт наших воспитанников обогащается также и при общении с собаками. Для неуверенных в себе детей это прекрасный способ повысить самооценку. Сознание того, что четвероногий "младший брат" выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих глазах. Вместе с собакой он уже не один, это уже команда. Причем главный в этой игре – ребенок, собака готова ему подчиняться».
Животные для детей, воспитывающихся в закрытом учреждении, являются источником первых знаний о природе. Видя животных, дети тянутся к ним, узнают их названия, отмечают различия, особенности поведения, повадки. Животные помогают развитию сенсорных способностей. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с ними. Дети через свои органы чувств воспринимают объект: его форму, размер, цвет, запах, пространственное расположение, движение,
мягкость и фактуру шерсти и т. д. Животные способствуют развитию логического мышления. На основе представлений о животных дети учатся устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости: собака подбегает к миске – значит голодная;
высоко подпрыгивает – хочет поиграть и т.п.

В реабилитационный процесс была включена и лечебная верховая езда, имеющая физиологическую и психосоциальную сферу воздействия. Нормальная температура тела лошади выше человеческой. Поэтому движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастические мышцы ног ребенка, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, что в итоге улучшает кровоснабжение мозга. У «всадника» работают практически все группы мышц, приобретаются новые двигательные навыки. Отмечается многогранность воздействия одновременного сочетания
повторяющихся разнонаправленных движений тела, которые идущая лошадь передает всаднику. Успехи в «верховой
езде», преодоление детьми страха перед лошадью формируют личность, чуткость к движениям лошади вырабатывают реакцию, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям. Таким образом, в процессе реабилитации через лечебную верховую езду у детей происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.

Хотя занятия по зоотерапии проходят не так давно, но уже сейчас можно увидеть результаты этой работы.
Дети стали более контактными и общительными, снизился страх перед общением с животными и людьми, повысился общий фон настроения.
Кроме описанных результатов при использовании зоотерапии, были отмечены значительные улучшения в речевом развитии воспитанников Дома ребенка. Все дети, воспитывающиеся в закрытых учреждениях, имеют задержку
речевого развития, которая проявляется в позднем появлении речевой функции, в нарушениях формирования фонетической, грамматической стороны речи, в бедности словарного запаса, в скудности эмоциональных речевых проявлений. Основными причинами задержки речевого развития являются соматическое неблагополучие воспитанников, а также их пребывание в закрытом учреждении (материнская депривация), бедность впечатлений, эмоциональных переживаний, ограниченность общения с окружающими.

Согласно данным исследователей (М.Ю. Кистяковская, Н.М. Щелованов) впервые у ребенка чувство радости возникает под влиянием зрительных впечатлений. Далее положительные эмоции развиваются только при удовлетворении врожденной потребности во внешних впечатлениях, так как нервно-психическая деятельность и поведение ребенка в
целом не является результатом только органического созревания нервной системы. Мозг ребенка, особенно в раннем
детстве, нуждается в постоянных стимулах и раздражителях, которые будут вызывать его функционирование и обеспечивать дальнейшее развитие.

На первых этапах удовлетворение потребности во внешних впечатлениях вызывает лишь ускорение темпов развития, затем начинает сопровождаться яркими положительными эмоциями. В результате постоянной возможность получать новые внешние впечатления описываемая потребность становится ненасыщаемой. Чем больше ребенок может получить впечатлений из внешнего мира, тем быстрее развивается его эмоциональный статус.
Именно нехватка новых впечатлений, невозможность удовлетворить потребность во внешних раздражителях приводит к нарастающей с возрастом задержке развития ребенка. Успешное развитие конкретно речевой функции возможно только при наличии в жизни ребенка постоянных ярких и новых событий, так как речь является самой сложной психической функцией и появляется одной из последних даже у здорового домашнего ребенка.
В условиях Дома ребенка регулярные экскурсии детей, общение их с животным миром являются мощными внешними раздражителями, которые благотворно влияют как на общее развитие малышей, так и на формирование их речевой функции.
Нами отмечены следующие положительные изменения в развитии речи наших воспитанников:
1. Обогащение репертуара положительных эмоций у наших детей.
Дети,воспитывающиеся в Доме ребенка, отличаются от домашних сверстников скудностью и примитивностью эмоциональных проявлений. Это связано с особенностями условий их жизни. При расширении их «мира», происходит
заметный прорыв в эмоциональном развитии детей: они ждут новой поездки, радуются приходу знакомых взрослых и встрече с животными. Их личный опыт обогащается настоящими событиями, а не искусственно созданными в закрытом учреждении.

2. Более быстрое появление активной речи у не говорящих ранее детей.
У неговорящих детей под воздействием новых внешних раздражителей, на эмоциональном подъеме появляются сначала различные звукокомлексы, а затем собственно речь (слова и простые фразы).
3. Расширение словарного запаса.
Искусственно сформировать словарь малыша невозможно. Для становления активного и пассивного словаря необходимо расширять кругозор ребенка. Например, такие понятия, как «тюлень», «плавает», используемые на
занятиях в Океанариуме, были абстрактны и непонятны детям. Мышление детей отличается конкретностью. Возможно
заучить новые слова, но ребенок никогда не будет их употреблять и быстро забудет. Благодаря регулярным занятиям по
зоотерапии, с
лова,обозначающие названия и действия животных, стали более устойчивыми и однозначными.Собираясь в поездку, дети рассказывают, кого они сейчас увидят (н-р, лошадку, тюленя), вспоминают про животных между поездками.
4. Освоение грамматической структуры языка.
Дети используют большее количество существительных,глаголов,прилагательных, в речи детей появляются наречия,предлоги,некоторые грамматические категории, такие как падеж и время.
5. Развитие связных высказываний.
Речь становится основным средством общения: все чаще дети становятся инициатором беседы, обращаютсяк взрослым по разным поводам (просят показать, указывают на животного, просят покормить, погладить и т.д.). Речь становится более отчетливой,дети употребляют трех-, четырех- и более словные предложения, вопросительные и восклицательные формы, с преобладанием простых распространенных предложений.
Впечатления от посещений оформляются в рассказы из личного опыта. В раннем возрасте очень важно научить детей делиться своими впечатлениями с окружающими для эмоционального и социального благополучия малыша.
Благодаря регулярному общению с животными мы видим настоящие яркие эмоции наших воспитанников от полученных впечатлений и слышим несмолкаемую детскую речь, что раньше было дефицитом в нашем учреждении.
 
Виртуальные конференции и семинары » Виртуальные мероприятия Отдела ранней помощи ГОБУ МО ЦППМС-помощи » Нетрадиционные методы коррекции в работе с детьми раннего возраста » Зоотерапия в работе с детьми раннего возраста (Писарева Н.В.,Кочнева О.Б.,Петрушенкова С.В. ГОБУЗ МОДРС)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: